Платформы с доступными онлайн-курсами «взорвали» интернет 2010-х. Только у Coursera число пользователей в этом году превысило 25 миллионов человек. Кроме впечатляющего выбора направлений, популярные образовательные ресурсы привлекают отлаженной технической частью — процессы онлайн-учебы доступны и интуитивно понятны и новичку. В этом материале мы расскажем, на что обратить внимание, чему поучиться и какие формы онлайн-обучения комфортны и привычны для слушателя.
Слушатели проходят этапы, которые аналогичны у крупных платформ и у узконаправленных онлайн-курсов. Рассмотрим 5 универсальных этапов, чтобы понять, как проходит онлайн обучение, и на что опираться создателю обучающего ресурса.
Чтобы зарегистрироваться и получить доступ к личному кабинету на открытых образовательных ресурсах, ученик указывает электронную почту и придумывает пароль, либо авторизуется через социальные сети.
Площадки для корпоративного онлайн-обучения устроены иначе. Изначально они получают сведения о слушателе, а затем предоставляют доступ к регистрации или направляют на email логин и пароль.
ВАЖНО: На этапе регистрации пользователю стоит указать настоящее имя. Это дает и слушателям, и создателям курса ряд преимуществ:
Экономия времени. Получение долгожданного сертификата на имя QWERTY 1212 будет неприятным сюрпризом. Потребуется дополнительное время на согласование имени с администрацией платформы и выдачу нового сертификата. Портфолио, список личных достижений и рекомендательные письма на образовательном ресурсе также автоматически будут подписаны именем, которое указал слушатель. Верификация снова займет время, а ник в документе может смутить будущих заказчиков или работодателей.
Достоверность. Отзывы «с человеческим лицом» вызывают больше доверия. После завершения курса выпускник оставляет отклик — и слова «настоящего человека» ценнее десятков фейков.
Если курсов и потоков много, создается каталог курсов, разветвленная навигация по сайту — все, что облегчит поиск. Большинство крупных образовательных площадок предоставляет поиск по областям знаний — IT, гуманитарные науки, естественные науки, искусствоведение, педагогика и так далее.
Международные и всероссийские образовательные ресурсы предлагают варианты поиска по организации или вузу-создателю курса, а также по преподавателям курса. Достаточно выбрать в списке название университета или нужную фамилию.
Также можно отсортировать курсы по времени начала занятий.Обычно при поиске отображаются доступные для прохождения или предварительной записи курсы. Также можно получить информацию о времени возобновления набора на курсы, которые недоступны в настоящий момент. Потенциальным слушателям предлагают подписаться на уведомления, рассылку или страницы в соцсетях, чтобы не пропустить набор.
Оповещения о начале курса приходят на электронную почту и в личный кабинет. К назначенному дню слушатель получает доступ к первому разделу образовательной программы.
То, как проходят онлайн-курсы, практически не отличается на разных обучающих ресурсах. В курс входят видеолекции преподавателей, вебинары, иногда текстовые лекции, списки обязательной литературы, ссылки на дополнительные материалы. Центральное место на любом курсе занимают видео-материалы.
Продолжительность одного видео-урока в среднем составляет 10-15 минут.
Такой формат учитывает особенности восприятия современного человека. Материал дается в компактной форме, динамично и разнообразно: в ходе повествования изображение лектора дополняется надписью основных терминов и понятий, сменяется презентацией или инфографикой.
ИНТЕРЕСНО: Видео воздействует на зрительную и слуховую память, а динамика и образы помогают прочнее закрепиться новым знаниям в голове. Только кинестетическая память не задействована. Исправить положение можно, дополнив программу практическими упражнениями и проектной работой.
Онлайн-курс Coursera, Открытого Образования, Универсариума и других образовательных платформ как правило разбит на недели. В начале недели начинается новый модуль курса, а дедлайн, к которому нужно изучить все материалы — в конце рабочей недели. В субботу или воскресенье слушатели проверяют знания — проходят тест или пишут эссе.
Итоговое задание завершает курс и проверяет знания слушателя по пройденному материалу. Это крупный тест, эссе или проект.
Преимущество тестирования: система автоматически определит правильные и неправильные ответы и выдаст объективный результат «по факту». Это подходящий формат, если команда разработчиков курса невелика, и для тщательной проверки заданий не хватает рук.
Проекты и эссе требуют повышенного внимания проверяющих. При многотысячной аудитории слушателей оперативно проверить полный объем работ преподаватель курса никак не сможет.
Администрация Coursera решила проблему так: разработала инструкцию по оценке эссе и передала полномочия проверяющих самим слушателям. Проверяющие на каждое эссе выбираются произвольно. Они получают критерии оценки и на их основе выставляют баллы.
Электронный сертификат с количеством баллов получает каждый слушатель после прохождения курса. Чтобы сертификат приобрел документальную ценность, его верифицируют. Пользователь подтверждает личность и факт прохождения курса.
Методы подтверждения различаются: онлайн-экзамен, участие в вебинаре, скайп-собеседование. Верификация сертификата онлайн-курсов — преимущественно платная услуга.
Чем ценно оффлайн-образование, и почему оно удерживает лидерские позиции?
Правильный ответ: личный контакт. Вспомните, как после пары или урока вы подходили к преподавателю и получали дополнительные объяснения. Это было гораздо эффективнее, чем просто заучить непонятный момент в учебнике. А стоило обсудить перед экзаменом вопросы с друзьями, и они становились не сложными и не страшными.
Разработчики онлайн-курсов обеспечивают взаимодействие слушателей между собой и с преподавателем: создают внутренние чаты групп, а также поддерживают неформальные объединения участников. Помимо учебной поддержки, групповой формат становится подспорьем для дальнейшего общения и нетворкинга. А нетворкинг правит миром.
Работу в группах активно использует Free Publicity School: участников каждого потока мотивируют знакомиться, взаимодействовать и давать обратную связь друг другу. К завершению курса они не только приобретают новые навыки и знания, но и получают круг профессиональных связей.
Если у слушателя возникают вопросы, он обращается к группе академической поддержки или пишет на форум вопрос по теме курса. Так поступают Coursera и Открытое образование.
Некоторые площадки ввели баддинг, иначе говоря наставничество: слушатели, завершившие курс, добровольно курируют группу слушателей-новичков. Подобный подход, например, развит у упомянутых выше курсов Free Publicity School. Если слушатели нуждаются в индивидуальной работе, они могут пройти курс с ментором — экспертом в теме курса.
Всемирное признание и огромный выбор курсов у Coursera, зачет дисциплин в вузе у Универсариума и Открытого Образования, потенциальное трудоустройство у Школы редакторов, собственная биржа для копирайтеров у 101курс — это важные моменты, которые влияют на решение о выборе курса и мотивируют продолжать учебу, набирать определенное количество баллов или быть первым на курсе.
Как мы видим, разработанный онлайн-курс — это полдела. Важно его правильно организовать. Создателю онлайн-курса или платформы стоит обратить внимание на следующие моменты:
Добавить комментарий