Инструменты 1897 0 14 ноября 2018

10 советов как сделать классный онлайн-курс

Резидент Акселератора, основатель онлайн-школы английского языка Level+ Оксана Сударева делится опытом подготовки курсов: стоит ли использовать тесты для проверки знаний, что такое «бесшовное обучение» и как подготовить онлайн-курс, который действительно будет работать?

Читайте историю успеха Оксаны Сударевой в наших кейсах.

Почему сегодня словосочетание «онлайн-курс» стало чуть ли не ругательством? Потому что очень много разочарованных, тех, кто поверил эксперту и его обещаниям, купил курс, прошёл его, но не получил желаемого результата.

Иногда результат гарантировать невозможно даже при соблюдении всех необходимых условий. Часто отсутствие успеха — следствие недобросовестного отношения студентов к курсу, заданиям. Люди ждут, что знания им вложат в голову. Но бывает, что у разочарования (и, как следствие, у отрицательных отзывов) простая причина: сам курс сделан методически неграмотно. Он изначально не предполагает достижения заявленной цели.

Создать онлайн-курс — дело непростое: лендинги, эквайринги, вебинары, рассылки. Мы концентрируемся на технической и продающей стороне вопроса. Но когда эти задачи решены, когда уже есть клиенты, готовые купить или уже купившие курс, мы сталкиваемся с не менее важной проблемой — а что делать с самим курсом-то? Большинство онлайн-курсов выглядит так: видео — тест, видео — тест (повторить столько раз, сколько уроков в курсе), в перерывах онлайн-встречи (на которые не все могут попасть), в конце обучения итоговый экзамен.

Вам это ничего не напоминает? Именно так мы все учились в школе. Только вместо видео у нас были учителя у доски. Прослушал урок — прочитал параграф — сделал упражнение — написал контрольную. Повторить сначала. В институте то же самое. Для многих из нас эта структура так и осталась единственной, мы ее воспроизводим.

Много ли знаний дала нам такая структура обучения? Думаю, ответ очевиден. Даже те, кто успешно сдавали экзамены, часто уже через пару недель с трудом могли вспомнить изученный материал.

Как сделать курс, который будет работать?

1. Поставьте цель

Я не знаю ни одного человека, которому были бы нужны знания. За неполных 30 лет работы у меня не было ни одного ученика, который хотел бы освоить английскую грамматику просто для того, чтобы ее знать. Поэтому целью курса ни в коем случае не должно быть получение знаний по предмету. Настоящая цель — это освоение НАВЫКА. Говорить по-английски. Выпекать пряники. Написать цепляющий текст. Найти парня. Получить урожай клубники. Именно это вы и должны дать своим ученикам.

2. Определите содержание сообразно цели

Решите, что нужно (и можно) сделать в отведенное для курса время, чтобы ученик достиг поставленной цели? Определите, что он должен освоить. Дайте все необходимое и ничего лишнего!

3. Выстроите содержание в систему

Подумайте, с чего начать и куда двигаться дальше. Все уроки должны быть связаны. Применяйте один из принципов дидактики — от простого к сложному: как бы закручивайте спираль, на вершине которой находится желаемый навык. В спирали не должно быть разрывов, а все её части должны быть скреплены. Каждый элемент нужно обосновать. Ответьте на вопросы:

  • Для чего я хочу это дать студентам?
  • Как это связано со всеми остальными элементами?
  • Как это будет способствовать формированию навыка?
  • Что изменится, если этого в курсе не будет?

4. Будьте последовательны

Каждый новый урок нужно основывать на предыдущем. Он должен содержать повторение пройденного материала, на который наслаивается новый.

Недавно появился термин «бесшовное обучение»: по ходу курса следует переходить от одной темы к другой так, чтобы конец предыдущей был началом следующей.

5.  Используйте меньше слов

Мы усваиваем материал только тогда, когда действуем. Теория, важна, но только как один из элементов.

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар

Не делайте свою видеолекцию основой курса. Видео должно занимать не более 30-40% урока, иначе вы обманете своих учеников. Вспомните себя на уроках рисования, танцев, занятиях в спортзале. С каким нетерпением мы ждем, когда уже преподаватель/тренер закончит давать указания и показывать, и наконец-то мы сами попробуем!

Пусть девизом вашего курса будет не «Давай я покажу, как надо», а «Попробуй сам, а я помогу».

6. Старайтесь достучаться до всех

Люди различаются по ведущему типу восприятия. Визуалы лучше воспринимают информацию зрительно. Аудиалы на слух, кинестеты — делая, дигиталы — в виде таблиц и графиков. Вы не можете исследовать всех учеников на их ведущий тип восприятия, не можете сделать 4 разных курса. Поэтому, чтобы донести содержание курса до всех, дублируйте информацию в разных форматах:

  • Видео.
  • Аудиолекция.
  • Содержание лекции в текстовом формате.
  • Письменные задания.
  • Информация из урока в виде таблиц, рисунков, графиков.

7. Будьте ближе к жизни

В видеолекции не увлекайтесь теорией, поясняйте всё при помощи примеров из жизни. Объясняйте, как то, о чем вы говорите, сможет помочь человеку в решении его задачи. Помните, почему многие (в том числе и я) так не любили алгебру в школе? Да потому что было совершенно непонятно, как она нам в жизни может пригодиться.

Лекция должна выглядеть так: факт — его объяснение — пример из жизни (как иллюстрация) — пояснение, для чего ученику это нужно и как это знание поможет ему в его ситуации.

8. Не используйте тесты для проверки знаний

Нужно ли проверять усвоение полученных на видеолекции знаний? Считаю, что не нужно. Ответить на вопросы теста можно просто ещё раз пересмотрев видео или просто догадаться. Помните, с чего я начала? Проверить усвоение знаний можно, но какой в этом смысл?

Цель курса — не знания, а навык, значит проверка знаний теряет свою важность.

Нужны ли задания? Безусловно, да, но если не тесты, то что? Если вы вдумчиво подошли к выбору материала курса и сами можете четко ответить на вопрос, как курс поможет в формировании желаемого навыка, то вот ответ:

задание должно помочь ученику отработать микронавык, который впоследствии станет элементом главного навыка.

Например, лекция о структуре эссе на ЕГЭ по английскому. Какой вариант проверочного задания вы считаете более удачным?

  1. Тест с вариантами ответов: что является первой частью, что второй,… что последней.
  2. Проанализировать 4 предложенных эссе и оценить их соответствие правильной структуре.

Первый вариант сделать проще. Тут вы получите почти 100% правильных ответов, да и сделать такой тест с автоматической проверкой — дело нескольких минут. Но что это даст ученикам? Второй вариант сделать сложнее и проверять его придется вручную, но студентам он принесет больше практической пользы. Вы же увидите, кто из них хорошо разобрался в теме, а кому нужна помощь.

Полезно: на этом сайте вы можете сделать интересные задания для своих учеников, добавить элементы интерактивности и геймификации в курс.

9. Повторяйте

Чтобы студенты не забывали материал уроков, нужно его повторять. Так мы не даем забыть пройденное и формируем навык. Психологи утверждают, что для того, чтобы умение превратилось в навык, нужно сделать минимум пять повторений. Придумайте что-то интересное из разряда «Вспомнить всё».

10. Используйте все лучшее, что уже создано экспертами

Всё, о чем я вам рассказала, придумала не я, а Ян Амос Коменский ещё в XVI веке. Он сформулировал 9 принципов дидактики, которые я рекомендую использовать:

  1. Принцип научности.
  2. Принцип доступности.
  3. Принцип целенаправленности.
  4. Принцип систематичности и последовательности.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип связи обучения с жизнью.
  7. Принцип сознательности и активности.
  8. Принцип прочности.
  9. Принцип воспитания и развития.

Друзья, помните, что наши ученики отдают нам самое ценное, что есть у них в жизни — свое время. И мы должны сделать так, чтобы они не пожалели ни об одной потраченной на курс минуте.

Оксана Сударева, автор
преподаватель английского языка и педагогики, методолог, основатель онлайн-школы Level+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подарок
Скачайте пошаговый PDF-план и узнайте, как вам создать собственную онлайн-школу с нуля. Вы убедитесь, что запуск успешной онлайн-школы напоминает сборку конструктора LEGO.

Еще про Инструменты   Все статьи категории

Инструменты — Как продавать образовательные продукты
Создание и упаковка онлайн-курса — сложный процесс, но трудности на этом только начинаются. Ведь нужно как-то заниматься продвижением, искать покупателей. В онлайн-школах можно разделять обязанности – эксперт создает мастер-классы и вебинары, продюсер – занимается продажей образовательных продуктов. Рассказываем, как это происходит.
156229 0
Инструменты — Плюсы и минусы дистанционного обучения
Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения вам нужен только компьютер с доступом в интернет. В этой статье мы рассмотрим главные плюсы и минусы дистанционного обучения.
125365 3
Инструменты — Как создать онлайн-школу с нуля
Cоздание онлайн-школы — это процесс, подобный сбору конструктора LEGO. Он легко шаблонизируется.
76137 17
Попишитесь на нас в соцсетях: