Без рубрики 586 0 8 августа 2018

5 ключевых навыков для развития образовательного онлайн-проекта

Команда проекта — самое ценное, что у нас есть. Как выбирать людей для онлайн-школы, на что следует обращать внимание? Какие навыки самые важные? Стоит ли слепо верить в технологии или на первое место нужно ставить что-то другое?

26 июля прошла онлайн-конференция EdMarket Skills Puzzle, организованная EdMarket и «Нетология-групп». Акселератор онлайн-школ Accel выступил информационным партнёром мероприятия. Спикер конференции Алёна Владимирская, основатель сервиса поиска работы «Антирабство», рассказала, как сложить пазл ролей в образовательном проекте.

Миф о технологиях

Подбор кадров для образовательных проектов — один из распространенных запросов на рынке рекрутинга. По опыту Владимирской, большие корпорации или инвесторы, которые вкладывают деньги в какой-то небольшой образовательный проект, или просто команды верят в миф: технологии — это главное.

Мы слишком верим в технологии и считаем их панацеей. Игроки рынка онлайн-образования ищут СТО, программистов и других специалистов, которые могут разработать ИТ-платформу. Качественная платформа, конечно, нужна, но это не самое главное.

У любого образовательного проекта есть цель.

  • Когда вы делаете свой бизнес, то главная цель —это деньги, даже если вы подчеркиваете его социальную миссию.
  • Если вы работаете в компании и занимаетесь корпоративным обучением, то главная цель — сэкономить деньги. Вы должны качественно обучать людей, перепрофилировать тех, кто оказался невостребован, для нужных отраслей и специальностей.

Если учитывать эти задачи как основные при подборе команды образовательного проекта, то получается, что платформа не является главной целью, тем более на этапе становления проекта. На рынке довольно много успешных примеров, когда у EdTech-проекта поначалу вообще не было программистов.

Начинать проект с подбора десятка программистов — ошибка, потому что качественные специалисты всегда стоят дорого. Любая разработка — как ремонт: ее нельзя закончить, а можно только остановить.

На рынке представлено много платных и бесплатных платформ, которыми можно пользоваться на начальном этапе. Для этого достаточно иметь в штате или на аутсорсе одного программиста. Поэтому навык создания своей ИТ-платформы становится важным только в двух случаях:

  1. У вас есть большой корпоративный университет, работу которого сторонняя платформа уже не может поддерживать (например, корпоративный университет Сбербанка).
  2. Вы собираетесь продать свой образовательный проект инвестору или венчурному фонду. В этом случае платформа поможет увеличить капитализацию, повысить его стоимость.

Основные навыки для развития образовательного онлайн-проекта

1. Понимание бизнес-ниши, в которой вы работаете. Все широкие ниши уже заняты. Вы вряд ли сможете догнать Нетологию по количеству вложенных усилий и денег, чтобы создать образовательный проект такого же уровня. Поэтому обращайте внимание на узкие ниши, которые сегодня в тренде. Например, сейчас демонстрирует большую капитализацию обучение парикмахеров, специалистов по ногтям, SEO-специалистов под конкретные задачи, программистов определенных направлений и т.д.

Точно выбирайте бизнес-нишу и ищите специалистов, которые имеют связи и опыт работы в ней.

Главная компетенция — нишевая экспертность. Она, конечно, не является залогом успеха, но если она есть, велика вероятность, что проект выстрелит.

2. Четкая и качественная методология. Ее отсутствие — одна из ключевых проблем на рынке онлайн-образования. Многие образовательные проекты не имеют выстроенной методологии. Поэтому обучение часто зависит от настроения эксперта, его занятости, количества слушателей в группе и других обстоятельств. В результате уровень качества нестабилен.

Методика должна включать этапы для всего процесса обучения: расписание вебинаров, домашние задания, действия при тех или иных обстоятельствах. Это гарантия повторяемости курса и одинакового качества знаний выпускников разных потоков. Но найти методологов сложно, потому что советская методологическая школа умерла, а новую много лет никто полноценно не развивал. Они есть среди специалистов с западным образованием или среди работников старше 50 лет, учившихся во времена СССР.

3. Умение работать с пользователем. По данным Coursera, до конца онлайн-курса доходят лишь 3% учащихся. Как только вы забрасываете пользователя в корпоративное обучение или оставляете без присмотра на курсе в онлайн-школе, качество обучения снижается. Пройти программу до конца могут лишь сильно замотивированные люди.

Вовлечь в процесс получения знаний может развитое сообщество. Инструментами общения учеников станут чаты и другие платформы.

Активность в коммьюнити не возникнет сама по себе. Нужны люди, которые умеют общаться с участниками сообщества, но таких людей на рынке немного. Нужно постоянно вовлекать пользователя, вбрасывать интересный контент по вашей тематике.

4. Тренды. Часто один и тот же успешный курс проводят без изменений в течение нескольких лет. Жизнь меняется, а продукт остается прежним. Любой образовательный продукт нуждается в апгрейде. Частота обновлений зависит от отрасли и может доходить до 30-40% каждые полгода. Для этого нужен эксперт, который умеет отслеживать тренды, мониторит конкурентов, понимает ценообразование, разбирается в новых технологиях.

5. Навык монетизации образовательного проекта. Без него проект может разориться. Например, если известный человек запускает образовательный курс, то на него, благодаря определенному количеству почитателей, поначалу будет огромный конкурс. Но это лишь реакция людей на новый продукт, со временем количество желающих будет снижаться.

Онлайн-школа становится бизнесом только тогда, когда в ней есть люди, разбирающиеся в вопросах монетизации. Однако, на рынке онлайн-образования таких людей мало и их приходится привлекать с других рынков. По опыту Алёны Владимирской, на таких должностях задерживаются люди из Gamedev, с рекламного рынка (те, кто делал спецпроекты) и не приживаются люди из ритейла.

Основные роли в образовательном онлайн-проекте

Технологии вас не спасут. Они помогут лишь масштабировать бизнес, но если он неправильно построен, они загонят его в минус. Важными навыками для работы в образовательном интернет-проекте являются:

  1. экспертность,
  2. методика,
  3. работа с коммьюнити,
  4. монетизация.

А также роли:

  1. эксперта,
  2. методиста,
  3. коммьюнити-менеджера,
  4. монетизатора.

Уже потом на эти компетенции накладываются технологии.

Откуда брать людей в команду?

По словам Алёны Владимирской, для корпоративного рынка онлайн-образования подходят люди из HR-сферы. Из них выходят руководители проектов и методологи, потому что эйчары хорошо знают среду и понимают заказчика. Еще можно рассматривать кандидатов из PR и маркетинга.

Для внешнего рынка — онлайн-школ — прежде всего подходят продюсеры из медиа: с телевидения, радио и из рекламных агентств. Методологами часто становятся люди из ИТ-проектов, особенно технические писатели, и сотрудники вузов. Однако, бывшие работники вузов и школ, несмотря на то, что обладают хорошим опытом и знаниями, часто не умеют работать с клиентом. Поэтому таких кандидатов нужно нанимать внимательно.

В монетизации хорошо реализуются специалисты из игровой отрасли.

Довольно часто хорошо себя показывают в онлайн-школах маркетологи, но не те, которые занимаются стратегией, а из деливери-маркетинга с лидогенерацией и другими подобными задачами.

Рынок онлайн-образования интересен бывшим чиновникам среднего уровня, но по наблюдениям Владимирской, они плохо приживаются в этой отрасли.

Итак, основные источники найма сотрудников для образовательных онлайн-проектов:

  • HR,
  • продюсеры с медиарынка,
  • рекламная отрасль,
  • и люди из любых интернет-проектов.
Иван Ильин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Без рубрики  

Попишитесь на нас в соцсетях: