Онлайн-образование постепенно завоёвывает социальные сети, но в большинстве случаев обходит стороной «Одноклассники». Есть мнение, что аудитория там неактивна, и продавать свои услуги там просто невыгодно. Разберёмся, так ли это на самом деле, что там происходит и стоит ли идти в «Одноклассники» онлайн-школам.
Согласно отчету «Одноклассников» за 2018 год, ежемесячная аудитория сайта — 71 млн человек, из них 41 млн — жители России. 30 млн человек — жители других стран: Грузии, Великобритании, Латвии, Израиля и многих других.
43% от всей аудитории «Одноклассников» — мужчины, 57% — женщины, то есть соотношение примерно одинаковое. При этом самая большая возрастная группа — 26–35 лет, 80% мужчин и 83% женщин, зарегистрированных в социальной сети, старше 26 лет. То есть аудитория в принципе платёжеспособна: в социальной сети обитают люди, которые зарабатывают деньги для себя и семьи.
Теперь давайте поговорим про внутренние особенности социальной сети. В ней есть огромное количество платных функций — от подарков, которыми можно завалить аватары друзей, до «невидимки» и других услуг. То есть пользователи привыкли платить в «Одноклассниках» и теоретически могут заплатить, даже если товар предлагает не сама социальная сеть. А вот переходы на другие площадки вызывают у аудитории некое недоверие.
Ещё одна особенность — лента. В неё попадают не только новые публикации друзей, но и весь контент, на который они так или иначе отреагировали — например, поставили «Класс». Благодаря этому публикации могут быть вирусными — достаточно «попасть» в аудиторию, и можно получить огромный охват одним постом.
Главная особенность, из-за которой многие не идут в «Одноклассники» — то, зачем люди регистрируются там. Изначально социальную сеть создавали для поиска тех, кто учился с вами в одном классе. Сегодня пользователи приходят туда, чтобы оценить фотографии, пообщаться с друзьями, развлечься, обсудить бытовые вопросы. То есть они там отдыхают. Аудиторию сложно расшевелить каким-то полезным контентом, зато насущные вопросы, обсуждения власти и вирусные новости вызывают море активности.
Традиционно заходят острые обсуждения разных тем, поэтому многие люди публикуют спорные посты.
Подведём итоги:
Однозначно — да, и бизнес процветает. В этой социальной сети много рукодельниц, которые продают свои поделки, и серьёзных компаний. Например, интернет-маркетолог Ольга Озерова разобралась, как настроить рекламу на бизнес-страницу, получила подписчиков почти по 40 ₽ и 10 заказов на трикотажные изделия во время открутки тестовых объявлений. Максим Губин, владелец агентства Business to Digital, рассказал, что в «Одноклассниках» отлично продаются товары ценой от 1 500 ₽ до 4 500 ₽, а хороший спрос есть на необычные вещи. Самые востребованные ниши — красота и здоровье, автоаксессуары, электроника.
Небольшое отступление. В своём интервью Максим упоминает об огромном виральном эффекте. Посты в «Одноклассниках» отображаются в лентах всех друзей того, кто поставил им «Класс». То есть «Класс» работает как лайк и шер одновременно. А те, кто не является участником группы и видит пост из неё, могут подписаться за один клик прямо в публикации. Это отчасти и способствует продвижению товаров в социальной сети.
Товарный бизнес в «Одноклассниках» процветает. Есть и другие ниши — продукты массового спроса. В эту социальную сеть приходят крупные российские бренды — например, бизнес-аккаунты и группы есть у «Сбербанка», «Мегафона», канала «РЕН ТВ» и у многих других. Одним словом, в «Одноклассниках» точно есть место для бизнеса, целевая аудитория которого — все или почти все.
На первый взгляд всё хорошо: аудитория есть, она платёжеспособна, привыкла общаться внутри сети, а посты могут получать огромные охваты. Но не всё так просто. Продукты онлайн-школ — это не товары массового спроса, у них обычно узкая аудитория. Кроме того, в сфере онлайн-образования очень сложно инициировать какое-то популярное обсуждение бытового вопроса, поэтому посты в большинстве случаев остаются без внимания аудитории. Школ там крайне мало.
Давайте к цифрам. Результат поиска по запросу «онлайн-школа» в Одноклассниках» — всего 705 групп. При этом 99% из них насчитывают меньше 1 000 участников, а самое крупное сообщество — всего 87 000 подписчиков.
Почти все эти сообщества в «Одноклассниках» покинуты. Из всех 705 групп живут всего лишь несколько. Даже группа Skyeng опубликовала последний пост 26 апреля и с тех пор не проявляет активности.
Сравним ситуацию с продвижением онлайн-школ во «ВКонтакте». По аналогичному запросу там нашлось более 2 800 результатов. Большинство сообществ тоже маленькие, в районе 1–5 тысяч участников, но есть и крупные группы со 100 000, 140 000, 200 000 подписчиками. В большинстве случаев активность в сообществах поддерживается, некоторые тоже «мертвы». Но очевидно, что онлайн-образование чувствует себя комфортнее во «ВКонтакте», если сравнивать эту социальную сеть с «Одноклассниками».
Продвижение в «Одноклассниках» онлайн-школ проблемно именно из-за активности. Люди приходят в социальную сеть развлекаться, они не хотят учиться и читать что-то серьёзное. Там не потребляют полезный контент, а виральный создать очень сложно из-за узкой ниши: если освещать бытовые темы, к вам не придёт целевая аудитория. Поэтому многие отказываются от идеи раскручивать бизнес там. С другой стороны, можно попробовать просто запустить там рекламу и перенаправлять трафик на посадочную страницу. Или подогревать спрос на продукт несколькими постами, а уже потом работать на продажи.
Стоит ли идти туда, решать вам. В большинстве случаев онлайн-школы отказываются от «Одноклассников» как от бесперспективной площадки. Если готовы тратить много сил, можете попробовать. Если нужен быстрый результат, идите в другие социальные сети.
Добавить комментарий