AR и VR — дополненная и виртуальная реальность. В первом случае на окружающее пространство накладываются какие-то виртуальные объекты, как в нашумевшей игре Pokemon Go. Во втором люди видят и ощущают то, чего на самом деле нет — например, переносятся на другие планеты или вообще участвуют в фантастических сюжетах. Самое распространенное применение технологий AR и VR — игры на планшеты, смартфоны, ПК, приставки. Но их используют и в образовательных проектах.
Расскажем, кто использует технологии дополненной и виртуальной реальности в обучении и что из этого получается. Это интересно, потому что еще в 2016 году годовой размер рынка продаж ПО с VR и AR для образования составил 12 млрд $.
Это проект, получивший особое распространение в Европе. Его суть — использование очков дополненной и виртуальной реальности для обучения детей в обычных школах. Сервис предлагает одновременный запуск урока на всех очках учеников, паузы и индивидуальное обучение, более 500 разных ресурсов. Ученики могут не просто слушать преподавателя, а видеть все то, о чем он рассказывает.
Саймон Харрис, учитель младших классов из Великобритании, отметил, что с использованием очков виртуальной реальности дети лучше усваивают материал. Ведь можно не рассказывать, а показывать, что происходило 100, 200, 300 лет назад. За счет эффективности проект распространяется повсеместно — например, в Шотландии в него инвестировали 250 тысяч £. Новая технология появилась почти во всех школах Восточного Ренфрушира.
Это целая платформа, специализирующаяся на VR-образовании в области медицины. С её помощью начинающие врачи и студенты могут «присутствовать» на сложных операциях, изучать анатомию человека, обучаться практически без отрыва от производства. Сервис предлагает:
Доступ к проекту свободный — каждый может купить гарнитуру виртуальной реальности и зарегистрироваться на платформе. На ней можно завести платный и бесплатный аккаунты. На бесплатном доступно всего два интерактивных модуля, на платном есть всё. Он стоит 9,99 £ в месяц.
Есть более доступное, простое решение — The Body VR. Это приложение, с помощью которого студенты-медики могут путешествовать внутри человеческого тела: например, внутри клетки или по толстой кишке для подготовки к колоноскопии.
Это приложение, созданное для обучения детей химии. Оно выпущено специально для очков виртуальной реальности Google Cardboard и Daydream. В первых шести уроках пользователь может:
Первые шесть уроков бесплатные. За остальные нужно платить. Всего в приложении предусмотрено 28 уроков.
Есть ещё одно похожее решение — приложение Chemistry VR, созданное для Google Cardboard. В нем можно проводить разные химические опыты: например, смешивать несколько веществ.
Это приложение для изучения космоса от компании VITO Technology. Оно было представлено Стивом Джобсом еще в 2010 году во время ежегодной презентации Apple. Внутри приложения можно изучать астрономию, получать простые ответы на сложные вопросы, смотреть познавательные мультфильмы, играть, тестировать свои знания.
Приложение установили более 7 000 человек по всему миру. Оно получает положительные отзывы, его обозревают на YouTube. Всё бесплатно, но присутствует реклама. Если сделать покупку, её отключат.
Ещё одно общедоступное приложение, которое рассказывает о влиянии химических реакций на работу мозга и появление эмоций. Пользователь должен будет играть за Джона Форджа — главного героя: взрослеть вместе с ним, принимать важные решения, переживать истории. Вместе с этим можно будет узнать, какие именно химические процессы вызывают те или иные эмоции.
Компания использует технологии дополненной реальности для обучения своих сотрудников. Стажеры надевают шлемы Oculus Rift VR с приложением The Hard Way и получают пошаговые инструкции о том, как приготовить курицу. Затем просто повторяют эти действия несколько раз, доводя их до автоматизма. Весь процесс построен как игровой, в жанре «побегов из комнаты».
Такое обучение показывает неплохие результаты: согласно исследованию, мы воспринимаем 90% информации визуально, а 65% людей вообще являются визуалами. То есть так информация лучше усваивается. Представители компании KFC заявили, что будут распространять такой процесс обучения по всей сети.
Компания использует технологию виртуальной реальности, чтобы научить сотрудников правильно вести погрузочно-разгрузочные работы. Для этого используют шлемы виртуальной реальности и специальные манипуляторы. С помощью шлема можно отработать навыки или смоделировать аварийную ситуацию. А ещё весь процесс записывается на видео, чтобы сотрудники компании могли увидеть ошибки и не допустить их в реальной работе.
Такой подход к обучению оказался эффективным. Представители компании заявили, что собираются использовать VR и в других направлениях.
В «Сбербанке» тоже используют технологии VR и AR для обучения сотрудников. Например, сотрудники call-центра могут поговорить с искусственным интеллектом, чтобы потом лучше взаимодействовать с живыми людьми, либо поставить себя на место пожилого человека при обслуживании оффлайн.
Уже в 2018 году «Сбербанк» использовал новые технологии для подготовки более 35 000 менеджеров в Москве и 11 региональных центрах. Кирилл Стеценко рассказал, что эффективность обучения с такими технологиями выросла на 20%.
VR и AR технологии для обучения собираются использовать и обычные люди, и крупные компании — Teslasuit, Mail.Ru Group, «РЖД» и другие. Это говорит об их эффективности: в дополненной и виртуальной реальности информация легче усваивается и лучше запоминается. Рынок VR и AR все время растет, поэтому скоро технологии станут доступнее для всех.
Добавить комментарий