Любой новый бизнес — проект с множеством переменных. Традиционный подход к его созданию выглядит так — написать план, что-то сделать самому, а какие-то задачи делегировать. Но дьявол кроется в деталях — в процессе ситуация меняется, и постоянно переписывать план невозможно. Попробуйте так называемые гибкие методологии, которые применяют при разработке огромных IT-компаний — с ними процесс проще контролировать, а план можно спокойно корректировать на лету.
Классическое планирование любого проекта, в том числе и бизнеса, выглядит как составление пошагового списка дел. Начать с проработки стратегии, затем уделить время экономике, после продумать маркетинговое продвижение. В результате вы получите огромный нумерованный список из сотни пунктов.
Явная проблема такого подхода — если появляются какие-то новые данные, весь список нужно переписывать. Но есть и ещё несколько негативных нюансов:
Из-за этого забывается ключевой принцип бизнеса — нужно делать тот продукт, который востребован у аудитории.
В отличие от классического планирования гибкие методологии предполагают другой подход:
Гибкие методологии используют в крупных IT-проектах, например, в «Сбербанке», и на реальном производстве — родоначальником такого подхода считается Toyota.
Основа гибких методологий — так называемый бэклог. Это список задач, которые нужно выполнить по проекту. Это не итоговый документ, в него добавляют новые пункты по ходу работы.
Удобнее всего составлять такой список в таблице. Вместо нумерации, используйте коэффициенты приоритета — четырёхзначные цифры. Это задел на будущее — когда появляется новая задача, её удобно добавить.
Формулировать конкретные задачи не нужно — сначала составьте перечень из общих пожеланий к проекту, а уже потом можете расписать их подробнее. Например, общая задача «Сделать лендинг» с приоритетом в 1000 превратится в перечень задач:
И так до бесконечности. Потратьте достаточно времени на составление списка.
Бизнес — это не только вы, но и привлечённые специалисты. Успешны бизнес будет работать, если вы научитесь делегировать задачи и контролировать их выполнение. Agile для онлайн-курсов применяет для этого специальные инструменты.
Самый простой — Trello. Это менеджер задач с визуализацией процессов, созданный по технологии kanban. У вас есть доска, в которой можно создать несколько столбцов. Указывайте в них промежуточные стадии, которые проходит любая задача. Например, для небольшой онлайн-школы доска может выглядеть так:
Доски в Trello могут быть персональными и командными. Первые приватные, их удобно использовать для организации собственных процессов. В командные можно приглашать других людей — так вы сможете работать вместе, а все задачи будут на виду.
Ещё один плюс гибких методологий для создания и контроля бизнеса — руководителю не нужно тратить время на оценку срока, за который будет выполнена задача. Вот как работает принцип:
Главное — оценивать сроки должна именно команда, а не руководитель. Люди на местах лучше знают, сколько они потратят времени на каждый процесс.
Краткосрочное планирование в гибких методологиях проходит с помощью спринтов — небольших отрезков времени, обычно это неделя или две. На старте сотрудники набирают себе из бэклога задач, распределяют по ним ориентировочные сроки. В конце спринта работа должна быть сдана.
Приготовьтесь к тому, что первые два — три спринта проходят со срывами сроков — сначала люди переоценивают себя и берут слишком много задач. Затем начинают осторожничать и берут меньше, но в середине спринта добирают ещё. Через какое-то время проблема с оценкой проходит, люди привыкают работать отрезками, производительность вырастает.
Обратите внимание — если задача на спринт взята в работу, она считается закреплённой за сотрудником и неизменна. Зато сам список задач можно бесконечно видоизменять в процессе, добавляя туда новые карточки и меняя их приоритет. Руководитель проекта может сам закреплять сложные приоритетные задачи за сотрудником, на старте спринта — тогда специалист просто вернёт в список задачи с низким приоритетом, если понимает, что не может сделать всё.
Если ваш бизнес растёт, и людей становится всё больше, всех сотрудников лучше разделить на команды из 5–6 человек, плюс добавить в них специалиста, который будет выполнять функции куратора. На старте лучше потрудиться самому — так вы разберётесь в нюансах управления и сможете модернизировать процессы на лету.
Вот список задач:
В Scrum — это одна из гибких методологий — есть приём «ретроспективы». После каждого спринта руководитель собирает от команды мнения и идеи о том, как улучшить работу над проектом. Это должны быть конкретные действия с измеримыми результатами:
Записывайте в отдельном столбце Trello такие идеи, тестируйте и через спринт снова собирайте «ретроспективу» — сработала идея или нет. Если всё хорошо, оставляйте её в процессах. Затем повторяйте — идея, проверка, контроль, новая идея. Так работает agile для онлайн-школы и любого другого проекта.
Чаще общайтесь с инициативными сотрудниками, собирайте обратную связь у студентов, пробуйте. И не забывайте постоянно узнавать новое — чем больше чужого опыта вы соберёте, тем проще вам будет делать свой проект.
Такой подход к управлению бизнесом — модифицированный для онлайн-школ скрам. Меняйте методологию под себя, создавайте свои шаблоны организации и контроля.
Добавить комментарий