И чем эта методика отличается от других
Есть множество методик, чтобы повысить эффективность группового или индивидуального обучения ваших учеников. Одна из них — мастермайнд. Расскажем, что это такое и как использовать мастермайнды в работе, чтобы ученики лучше усваивали материал.
Мастермайндом (от англ. mastermind — «выдающийся ум») называют группы бизнесменов, учёных, специалистов или других людей, объединённых чем-то общим: идеей, работой, мировоззрением и так далее. Впервые о них заговорили более 80 лет назад: идея была предложена Наполеоном Хиллом, известным философом и психологом.
Суть метода проста — несколько человек проводят периодические встречи: например, по 15 минут каждый день, по полчаса 2–3 раза в неделю или по 3–4 часа каждый месяц. Во время встреч каждый участник группы может задать вопрос, а другие ответят на них. Также, все участники могут обсуждать какие-то идеи, делиться мыслями, рассказывать о своём опыте. Личные встречи необязательны, их можно проводить онлайн.
В целом мастермайнд позволяет получить какие-то новые знания, решить проблему, просто посмотреть на ситуацию под другим углом. Каждый участник группы получает что-то ценное, например, может лучше усвоить пройденный материал или создать свой кейс, используя наработки других.
Метод мастермайнда начал распространяться по всему миру. Например, в России его использует Гил Петерсил — он первым создал закрытый клуб в 2016 году, чтобы наглядно показать, как люди могут быть полезны друг другу.
Сегодня клуб развивается: туда приглашают предпринимателей, чтобы они могли поделиться опытом с другими участниками встречи.
Сессии проходят так: каждый участник сначала описывает свой кейс и задачу, которую хочет решить, а все остальные дают советы, делятся полезными контактами и рассказывают о своём релевантном опыте в бизнесе.
Мастермайнд даёт вашему продукту дополнительную пользу, поэтому может увеличить средний чек. Например, одна мастермайнд-встреча с Гилом Петерсилом без всякого обучения стоит 15 000 ₽. У вас основным продуктом будет обучение, а эта техника лишь поможет усваивать материал. Вы можете предоставить её бесплатно.
Если вы выступаете экспертом или обучаете чему-то, попробуйте применить эту технику. Предложите ученикам проводить периодические встречи и обсуждать пройденный материал, делиться своими знаниями. Это поможет им, потому что:
Кроме того, мастермайнды оказывают косвенный положительный эффект — учат нормально общаться, заводить полезные знакомства: всему тому, что сейчас называют нетворкингом. В будущем участники группы и дальше смогут делиться знаниями, опытом, а иногда — отдавать друг другу клиентов, на которых не хватает времени.
Если у вас оффлайн-обучение, разбейте учеников на группы, в которых каждый будет хорош в чём-то одном. Например, если обучаете маркетингу, соберите группу, в которой будут специалисты по SMM, таргетированной рекламе, аналитике и так далее. Попросите учеников выбрать удобное время и место и составьте расписание встреч. Если группы небольшие, до 7 человек, можно просто ввести дополнительные «свободные» занятия.
Если у вас онлайн-обучение, разбейте учеников на группы по такому же принципу. Уточните удобное для всех время виртуальных встреч, составьте расписание. Чтобы организовать мастермайнд, используйте Skype, Zoom и другие подобные сервисы. Если не у всех есть к ним доступ, можно применять даже мессенджеры типа WhatsApp. Создайте групповой чат и добавьте в него всех участников группы: так они смогут общаться не только в определённое время, но и тогда, когда им удобно. Например, обсуждать текущие уроки.
Оптимальное число участников в группах — 5–7 человек. Встречи лучше проводить 1–2 раза в неделю, чтобы ученикам не надоел новый формат, а расписание было удобным — не каждый может выделять по полчаса каждый день.
Мало просто создать группы учеников и сказать им «общайтесь». Чтобы мастермайнд был эффективным, нужно грамотно модерировать его. Для этого:
Начинайте встречи сами. Если обучаете индивидуально, ученики в новом для них коллективе могут стесняться задавать вопросы и вообще общаться. На первой встрече попросите каждого представиться, рассказать немного о себе. Объясните, что сейчас будете делать и зачем это нужно. На последующих встречах задавайте наводящие вопросы, чтобы ученики сами выбирали интересующие их темы для обсуждения.
Не готовьте план. План хорош в обучении или выполнении рутинной работы. В мастермайнде он неэффективен, потому что основная цель метода — свободное обсуждение. Можно предложить ученикам несколько тем на выбор, но не стоит полностью контролировать процесс.
Стимулируйте рассказывать о проблемах. Одна из целей мастермайнда в обучении — объяснить что-то непонятное. Попросите учеников рассказать, какие именно тезисы им неясны. Другие участники встреч смогут объяснить теорию простыми словами или привести пример из практики.
Наблюдайте за встречей. Просто участвуйте в обсуждении как ученик, предлагайте свою точку зрения, но не навязывайте её. Оценивайте, какие темы вызывают наибольший интерес, какие материалы понимают хуже всего, о чём вообще говорят. Это поможет вам скорректировать обучение — например, больше времени уделять сложным темам. А ещё — оценить потенциал: выделить тех, кто рассказывает о личном опыте, даёт ценные советы, находит выход из разных ситуаций.
Просите решать реальные задачи. Если ученики в принципе всё понимают или плохо находят общие темы для обсуждения, поставьте перед ними какую-то практическую задачу, и оцените, как они сообща будут её решать. Это поможет им развить коммуникативные навыки, применить полученные знания, научиться считаться с мнением других при решении глобальных проблем.
ACCEL активно развивает обучение через мастермайнды, причём делает это на глобальном уровне. Основатели ACCEL проводят встречи в ОАЭ, Франции, США и других странах мира. Мы даём слушателям пользу, потому что приглашаем на мастермайнды топовых игроков в нише образования — они зарабатывают минимум 1 млн $ в год. А ещё мы готовим мощную программу и углубляемся в узкие темы, а не стремимся охватить всё и сразу.
Например, в июне Сергей Капустин выступал в Берлине. Осенью наши основатели тоже будут принимать активное участие в подобных встречах. На них мы тоже затронем узкие темы и пригласим крутых экспертов
Так, 29-30 октября 2019 года в Лос-Анджелесе они выступят на форуме Synergy LA Forum и расскажут о выходе на западный рынок. А 31 октября 2019 года в Парагвае пройдёт «Дружеская сессия» с лидерами рынка онлайн-образования Южной Америки. Дмитрий Юрченко поедет туда, чтобы провести переговоры с лидерами рынка EdTech Латинской Америки, а ещё — чтобы заручиться поддержкой партнёров и инвесторов, обменяться опытом и технологиями в сфере онлайн-образования.
С 29 ноября по 1 декабря в Дубае ACCEL и наши французские партнёры проведут съезд международного клуба лидеров рынка онлайн-образования E-learning Scaling Club. Мы будем говорить о масштабировании онлайн-курсов. Эта встреча объединит топовых игроков рынка — там будут выступать Джефф Руиз из ниши личностного роста с доходом 2,5 млн $ в год, Ксавье Ролан из ниши натуральной медицины с доходом 10 млн $ в год и Райам Сантоз из ниши продвижения в Instagram с доходом 5 млн $ в год.
Добавить комментарий