Сквозная аналитика от А до Я: часть вторая
Сквозная аналитика поможет улучшить практически все этапы воронки продаж онлайн-школы. После её внедрения вы в режиме реального времени увидите эффективность разных инструментов продвижения и продажи курсов. Рассказываем, что и как нужно отслеживать.
Это вторая часть цикла статей о внедрении сквозной аналитики в онлайн-школу. О принципах сбора данных и отслеживании ключевых показателей мы рассказали в первой части — «Что такое сквозная аналитика и чем она поможет онлайн-школе».
Как правило, эффективная модель воронки продаж состоит из четырёх шагов:
Сейчас расскажем, что внедрять и что отслеживать на каждом из возможных этапов воронки.
А если вы еще не решили проблему с запуском или с привлечением стабильного потока заявок на обучение в вашей онлайн-школе — регистрируйтесь на бесплатную консультацию с экспертом ACCEL. Ответим на любые ваши вопросы о том, как открыть онлайн-школу, и чему нужно научиться, чтобы сделать её прибыльной.
К сожалению, найти людей в тот момент, когда они только осознают проблему, довольно сложно. Этот этап мы подробно описали в статье про сегментирование целевой аудитории — такая проработка происходит ещё до старта бизнеса.
«Слежка» за потенциальными клиентами в сквозной аналитике начинается с «холодной» базы — с тех, кто хоть как-то проявил интерес к вашей компании. Вот основные источники трафика:
Отследить переходы можно с помощью двух инструментов — Яндекс.Метрики или Google Analytics, которые устанавливаются на любой сайт. Вот на какие показатели стоит обращать внимание:
Последний показатель сигнализирует о двух возможных проблемах. Первая — ваша реклама или SEO приводит «мусорный трафик», то есть тех, кто не заинтересован в информации на сайте. Вторая — трафик целевой, это потенциальные клиенты, но контент некачественный и пользователь не находит нужной ему информации.
Разобраться в истинной причине поможет сервис Яндекса — «Вебвизор». Он записывает все действия пользователя, пока тот путешествует по сайту. Если человек заходит на страницу и сразу её закрывает — скорее всего, проблема в нецелевом трафике. Если изучает сайт, скроллит информацию и только потом уходит — стоит поработать над контентом.
В онлайн-школах есть четыре сигнала о желании клиента приобрести продукт:
Отслеживать информацию довольно просто. Если вы пользуетесь платформой для онлайн-образования или сделали лендинг на продвинутом конструкторе, — например, на Tilda — то такие данные автоматически попадают во внутреннюю CRM-систему. Если делаете сайт сами и встраиваете сторонний callback-сервис, то придётся изучать информацию в специальном приложении. Большинство сервисов интегрируются с известными CRM — старайтесь выбрать тот, который позволяет собирать всю информацию в одном месте.
Кроме сбора статистики, — общее количество заявок и конверсия из посетителя сайта в «тёплого» клиента — стоит делать ещё вот что:
Если вы внедряете в свою воронку продаж сквозную аналитику, то всю информацию о купивших продукт студентах собирайте в CRM-системе. Вот несколько популярных:
С помощью данных из CRM вы одновременно работаете над качеством воронки, изучаете статистические данные и анализируете эффективность ваших продавцов. Вот главные показатели:
Создав в CRM базу данных о клиентах и эффективности сотрудников, вы решите проблему с операционным управлением онлайн-школы, сможете отслеживать важные показатели и быстро менять воронку продаж на всех этапах.
Потратив один раз время на внедрение всех инструментов отслеживания и автоматизированного сбора данных, вы получаете общую картину происходящего в вашей онлайн-школе. Изучив отчёт за конкретный период, — например, за месяц — реально определить влияние отдельного канала продвижения на итоговые продажи. Смотрите, как это работает.
Молодая онлайн-школа фотографии привлекает клиентов за счёт двух источников трафика — контекстной рекламы и продвижения в соцсетях. Настроив веб-аналитику, владельцы определяют эффективность не только каждого источника, но и каждого канала. В CRM идут данные о заявках, менеджеры их обрабатывают, курсы продаются. В итоге владелец получает примерно такой отчёт:
Источник | Продажи | ROMI |
Яндекс-контекст | 50 | 550% |
Google-контекст | 15 | 150% |
ВКонтакте | 85 | 850% |
16 | 160% | |
99 | 990% |
В школе решают отказаться от контекстной рекламы в Google и баннеров в Facebook. Да, рекламный бюджет окупается, но на начальном этапе бизнесу интересен быстрый приток клиентов, поэтому эффективнее перенести деньги на более прибыльные каналы.
Через месяц в школе выходит новый, продвинутый курс. Менеджеры рассылают приглашения «горячей» базе клиентов. Владелец получает данные о повторных продажах:
Источник | Продажи | ROMI | Повторные продажи |
Яндекс-контекст | 50 | 550% | 30 |
Google-контекст | 15 | 150% | 5 |
ВКонтакте | 85 | 850% | 20 |
16 | 160% | 1 | |
99 | 990% | 70 |
Максимум людей, готовых купить ещё один продукт школы, пришли из Instagram. ВКонтакте же, несмотря на первый всплеск продаж, оказался не таким эффективным. Стоит забрать часть денег из ВК и отдать их в Instagram — в долгосрочной перспективе такие действия принесут больше прибыли, ведь продажа лояльной аудитории дешевле.
2 таблицы в конце одинаковые