Инструменты 9381 1 28 августа 2018

Как «упаковать» онлайн-школу и не нарушить закон. Советы юриста

Нейтрализация правовых угроз, использование интеллектуальной собственности и другие вопросы юридического характера, которые возникают у руководителей онлайн-школ.

26 июля состоялась онлайн-конференция EdMarket Skills Puzzle, информационным партнёром которой выступил Акселератор онлайн-школ Accel. Организаторам мероприятия EdMarket и «Нетология-групп» удалось собрать вместе известных экспертов рынка. Юрист проекта «Фоксфорд» Екатерина Кулакова прояснила вопросы лицензирования и авторского права в сфере онлайн-образования и дала рекомендации, как избежать штрафов. Делимся ключевыми тезисами её выступления.

Вопрос лицензирования и защиты авторских прав имеет много нюансов и касается всего, начиная с договора с клиентом и заканчивая тем, как выглядит ваш лендинг. Многие думают, что лендинг — это только про маркетинг. На самом деле — нет. Это еще и про соблюдение закона.

Новости о блокировках Telegram и прочие активности Роскомнадзора, налог на Google и законодательство об онлайн-кинотеатрах стали яркими маркерами усиления государственного регулирования интернета. Поэтому руководителю, который по кирпичикам собирает образовательный продукт, важно уметь нейтрализовывать правовые угрозы и выстраивать все бизнес-процессы с учетом требований законодательства.

Три ключевых вопроса для каждого руководителя онлайн-продукта:

  • Как позиционировать свой продукт с точки зрения законодательства.Есть два маркера, с помощью которых можно определить, оказываете ли вы образовательные услуги правильно с точки зрения закона. Подлежат ли ваши услуги лицензированию? Ту ли терминологию вы используете, демонстрируя свой продукт аудитории?
  • Правовая упаковка сайта онлайн-продукта. Этот вопрос связан с требованиями закона «О рекламе» и «О персональных данных».
  • Как грамотно использовать чужую интеллектуальную собственность в своих онлайн-продуктах.

Остановимся на каждом вопросе отдельно.

Как правильно позиционировать свой онлайн-продукт

Важно сфокусироваться на двух маркерах:

  1. Понять запрос и потребности целевой аудитории.
  2. Понять, как отвечать на этот запрос, каким будет наполнение вашего продукта.

Потребности и ответы на запросы целевой аудитории могут быть различными. Например, интерес родителей к тому, чтобы их ребенок подготовился к экзаменам. Чтобы его удовлетворить, достаточно провести несколько занятий — и ребенок повысит свой уровень подготовки. Это один запрос и один ответ на него.

Ваша аудитория также может быть заинтересована в прокачке какого-то практического навыка. В этом случае выходом будет мастер-класс или конференция.

Но есть более серьезные истории, когда целевая аудитория, например, хочет освоить новую сферу знаний и по итогам получить документ — диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. Тогда ответом на запрос целевой аудитории будет оказание образовательных услуг на основе образовательной программы.

Запросов и ответов настолько много, что возникает вопрос: что же из всего этого важно знать руководителю онлайн-школы? Прежде всего нужно исходить из вида предпринимательской деятельности.

Вы юридическое лицо, осуществляющее обучение на основании образовательной программы

Образовательная программа — это совокупность определенных характеристик обучения: тематика, комплекс занятий, которые проводятся в течение определенного периода времени (учебных часов). Они фиксируются в учебных планах, в календарно-тематическом планировании и предполагают определенный итог, результат. Факт достижения этого результата проверяется в ходе итоговой аттестации, по завершению которой выдается диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Что требуется и на что имеете право:

  • Вы должны получить образовательную лицензию.
  • С точки зрения законодательства вы оказываете образовательные услуги, поэтому при позиционировании продукта вы можете использовать специальную терминологию: «образовательные программы», «учебные планы», «календарно-тематическое планирование», «итоговая аттестация».

Вы действуете в качестве ИП, оказывающего образовательные услуги, у вас есть образовательная программа

Что требуется и на что имеете право:

  • Можете использовать образовательную терминологию.
  • Если не привлекаете других преподавателей к оказанию образовательных услуг, лицензия не требуется.
  • Если привлекаете других педагогов, то образовательная лицензия понадобится.

Вы юрлицо или ИП, у которого нет потребности делать образовательную программу

Ваша целевая аудитория заинтересована в другом. Вы проводите мастер-классы, конференции, точечные практические занятия. Но у вас нет образовательной программы и поэтому вы не оказываете образовательные услуги.

Что требуется и на что имеете право:

  • Лицензия не нужна.
  • Вы не имеете права использовать образовательную терминологию, позиционировать свой продукт как образовательную услугу.

В противном случае есть риск попасть под санкции надзорных органов, в частности Роспотребнадзора, который может посчитать, что вы вводите потребителей в заблуждение. Также могут появиться требования у надзорных органов в сфере образования, которые обратят внимание на то, что вы оказываете образовательные услуги без лицензии. За это грозит штраф.

Как упаковать сайт онлайн-продукта

Во-первых, нужно соблюдать закон «О рекламе». Если вы на лендинге собираете адреса электронной почты или телефоны потенциальных клиентов, чтобы в дальнейшем рассылать по ним рекламу, то на это вам нужно получить у них согласие.

Все хотят называть свой продукт «самым лучшим», «самым уникальным» и говорить, что у них «самые лучшие преподаватели». Но такое позиционирование может вызвать негативные последствия. Например, претензии со стороны ФАС.

Помните о том, что нельзя говорить о «самом выдающемся» продукте без предоставления каких-либо подтверждений. Подтверждение уникальных качеств продукта — это исследования, опросы, рейтинги и т.д.

Во-вторых, важно соблюдать законодательство о персональных данных.Сейчас это тренд, который продвигает Роскомнадзор. В Евросоюзе также вышло несколько законов по этому вопросу. Поэтому на лендинге нужно соблюсти хотя бы минимальные требования.

Если вы собираете персональные данные ваших потенциальных клиентов, вам нужно запрашивать у них согласие на обработку персональных данных. Что такое персональные данные? На самом деле все, что угодно: ФИО, адрес электронной почты, телефон, возраст и т.д. Все это по отдельности и в совокупности — персональные данные, и на их обработку нужно получать согласие клиентов.

Кроме того, на вашем сайте должна быть выложена политика обработки персональных данных или политика конфиденциальности. В ней фиксируется, какие персональные данные вы обрабатываете, на каких условиях.

Как правомерно использовать чужую интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность — это все, что создано творческим трудом человека: тексты, видеоролики, музыка, компьютерная графика, рисунки и т.д. На нее распространяются определенные права:

  • авторское право

Человек, который создал объект интеллектуальной собственности, имеет право называться автором произведения. Это право является неотчуждаемым, его нельзя передать никому другому, оно принадлежит создателю произведения.

  • исключительные права

Они дают возможность использовать объект интеллектуальной собственности различными способами: публиковать, размещать в рекламе, включать в свои видеоролики и т.д. В частности, исключительные права подразумевают возможность передачи всех прав на объект интеллектуальной собственности третьим лицам.

Правообладатель — это то лицо, которое обладает всем объемом прав на объект интеллектуальной собственности. Изначально им является создатель произведения. Он может передавать права третьим лицам, распоряжаться такими правами.

Если вы хотите использовать чужую интеллектуальную собственность, вам важно определить, какими способами правообладатель разрешил третьим лицам ее использовать. Для этого нужно ознакомиться с некоторыми юридическими документами, которые чаще всего скрываются под названиями «свободная лицензия», «лицензионное соглашение», «оферта». Такая информация также может быть размещена на сайте — о том, что автор разрешает всем третьим лицам использовать, например, фотографии, выложенные на этот сайт, но с указанием имени автора.

Имейте в виду, что, если вам не запретили использовать интеллектуальную собственность, если в документах (в свободной лицензии, лицензионном соглашении или оферте) вы не нашли ярко выраженного запрета, это еще не значит, что вам разрешили использовать эту интеллектуальную собственность.

Имеет смысл обратиться к правообладателю интеллектуальной собственности и запросить у него согласие на использование интеллектуальной собственности, если:

  • в правовых документах вы не нашли того способа использования, в котором заинтересованы;
  • если вы вообще не нашли никакой информации о том, каким образом можно использовать произведение.

Как оформляется разрешение? Чаще всего для этого используется лицензионное соглашение, в котором прописываются те способы, которыми разрешено использовать объект интеллектуальной собственности, и сроки, в которые это можно делать.

Кроме этой общей процедуры есть еще два инструмента:

  1. Цитирование. Цитировать объект интеллектуальной собственности (текст, видеоролик) можно лишь в том случае, если вы используете только его фрагмент. При этом вы должны обязательно указать автора произведения и место, где оно было опубликовано. Важно, чтобы это произведение было опубликовано — находилось в открытом доступе (например, выложено на сайте).
  2. Использование интеллектуальной собственности образовательными организациями в некоммерческих целях. Например, для проведения экзаменов, аудиторных занятий или самостоятельной подготовки.
Яна Аржанова
Автор

Один комментарий на «“Как «упаковать» онлайн-школу и не нарушить закон. Советы юриста”»

  1. Sasha! :):

    Классный материал! 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подарок
Скачайте пошаговый PDF-план и узнайте, как вам создать собственную онлайн-школу с нуля. Вы убедитесь, что запуск успешной онлайн-школы напоминает сборку конструктора LEGO.

Еще про Инструменты   Все статьи категории

Инструменты — Как продавать образовательные продукты
Создание и упаковка онлайн-курса — сложный процесс, но трудности на этом только начинаются. Ведь нужно как-то заниматься продвижением, искать покупателей. В онлайн-школах можно разделять обязанности – эксперт создает мастер-классы и вебинары, продюсер – занимается продажей образовательных продуктов. Рассказываем, как это происходит.
171334 0
Инструменты — Плюсы и минусы дистанционного обучения
Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения вам нужен только компьютер с доступом в интернет. В этой статье мы рассмотрим главные плюсы и минусы дистанционного обучения.
127659 3
Инструменты — Как создать онлайн-школу с нуля
Cоздание онлайн-школы — это процесс, подобный сбору конструктора LEGO. Он легко шаблонизируется.
80071 17
Попишитесь на нас в соцсетях: