Вы много работали, открыли бизнес, получили первых клиентов. И всё бы хорошо, но вдруг вы чувствуете чьё-то дыхание за спиной. Это конкуренты — и вам пора от них отрываться. Как это сделать, рассказываем в статье.
Статья об отстройке от конкурентов есть на каждом ресурсе, посвящённом бизнесу и маркетингу. Вот список советов, которые опубликованы везде: от Forbes до блогов на бесплатных доменах Wix.
При этом никто не знает, с какого пункта начать сравнение с конкурентами и как именно стать «креативными и инновационными», оставаясь «понятными и предсказуемыми». Если вам нужны примеры решений, которые сработали в онлайн-образовании, приходите на бесплатный мастер-класс «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Основатели ACCEL по шагам описывают свой путь от идеи до лидера рынка онлайн-образования в России.
Мы предлагаем другой подход: не искать универсальных советов, а создать стратегию отстройки от конкурентов под ваш проект. Это потребует времени и ресурсов, но взамен вы получите реалистичный план действий, а не набор клише от блогеров.
Сначала нужно составить полный список конкурентов. Включите в него:
Даже если вы год назад мониторили конкурентов, проверьте рынок ещё раз. Возможно, ваш самый злостный конкурент исчез, а вместо него появилось два — три новых.
Поиск конкурентов и мониторинг спроса можно автоматизировать через Smart Fetch. Вы отдаёте исходные данные о вашей компании и говорите, что хотите получить в финальном отчёте. Через неделю вам отдают готовое исследование.
Как узнать конкурентов. Первый и самый очевидный шаг — использовать Яндекс, Google и Bing. О Bing в России часто забывают, хотя это второй в мире сайт по объёму трафика среди поисковых систем.
Второй способ — искать конкурентов через специальные сервисы. В одних достаточно ввести ваш URL и получить список похожих сайтов — например, MegaIndex и SimilarWeb. Другие сервисы помогают найти конкурентов с помощью мониторинга интересующих вас тем и ключевых слов — например, Google Trends или Mention.
Найти нужные сайты и сервисы можно и по ключевым словам в соцсетях. Для этого используют, например, Hootsuite. Он позволяет бесплатно мониторить упоминания ключевых слов на Twitter, Facebook, LinkedIn, WordPress, Foursquare и Google+. Вам остаётся смотреть, кто участвует в обсуждениях, и искать среди них конкурентов. Единственный недостаток сервиса — нет поиска по «Вконтакте».
Если не хватает ресурсов на тотальный анализ конкурентов, выбирайте конкурентов с самыми большими продажами или самым лояльным сообществом.
Теперь, когда вы получили список конкурентов, проанализируйте их деятельность в интернете и офлайн.
Что делать. Вам предстоит сравнить:
Если вы увидели недоработку у конкурентов — не спешите с оценкой. Возможно, это не ошибка, а потенциально нецелесообразное решение на вашем рынке. Сначала посмотрите, что действительно нужно вашим клиентам.
Сведите все данные в таблицу и переходите к следующему шагу.
Чтобы сэкономить время, поменяйте пункты 2 и 3 местами: сначала изучите потребности клиентов, а потом посмотрите, как с ними работают конкуренты. Но в этом случае легко пропустить бесполезные решения компаний — а это тоже важно.
То, что делают все компании на рынке, не всегда совпадает с потребностями клиентов. Поэтому нужно приглядеться к решениям, которые действительно важны для вашей аудитории.
Что делать. Пообщайтесь с потенциальными и существующими клиентами. Узнайте:
Память постепенно искажает слова других людей, чтобы подстроить их под мнение слушателя. Поэтому записывайте ваши интервью на диктофон или iFree Skype Recorder.
Посмотрите, что обсуждают ваши потенциальные клиенты:
Данные можно искать и мониторить вручную — либо использовать сервисы, которые упоминали выше: Mention и Hootsuite.
Интересные выводы можно сделать с помощью изучения семантического ядра. Если люди почти не ищут «купить ваш продукт», спрос не сформирован: люди просто не знают, что такой товар существует. Выход — запустить контент-маркетинг под информационные запросы («как решить проблему», которую решает ваш продукт).
Этот пункт похож на классическое маркетинговое исследование рынка, которым пренебрегают многие компании. А зря, ведь если не знаете потребностей клиента, ваш креатив может оказаться бесполезным.
Пример из жизни. Для проекта по управлению SMM планировали создать лендинг с инфографикой о деталях работы сервиса. Так делали все конкуренты. Но когда поговорили с представителями целевой аудитории, оказалось, что технические детали никого не интересуют. Клиенты хотели знать, сколько времени и денег сэкономит сервис. Именно на этом нужно было сделать акцент при продвижении. А креатив и инфографика — лишнее.
Вы изучили, что нужно клиентам и что по этому поводу предпринимают ваши главные конкуренты. Потребности аудитории, которые не обрабатываются или обрабатываются слабо, — ваши точки роста.
Что делать. Тут могут быть тысячи комбинаций, в зависимости от возможностей компании, насыщенности рынка, структуры спроса. Если клиентам важны технические детали, публикуйте подробный и качественный контент на эту тему, проводите вебинары. Если покупают спонтанно — организуйте безупречную логистику.
Ни один блогер или сторонний маркетолог не знает, как вам выделиться среди конкурентов. Для каждого бизнеса разрабатывается уникальная стратегия.
План действий такой: посмотрите конкурентов, изучите потребности аудитории и проанализируйте, что упускают ваши соперники. Ошибки и недоработки конкурентов — это точки роста.
Добавить комментарий