Китай — совсем другой мир в том, что касается образования. Здесь уважают учителей, родители тратят треть семейного бюджета на образование детей, а студенты обучаются онлайн не менее часа в день.
Интересные моменты пекинского глобального EdTech-саммита.
Тысячи предпринимателей и лидеров образования из 34 стран собрались в ноябре 2018 года на Глобальном EdTech-саммите, чтобы лучше понять особенности китайского образования.
Прежде поговаривали о том, что Китай копирует технологии Силиконовой долины. Однако сегодня у Поднебесной есть собственная уникальная технологическая среда. Бывший глава китайского Google Кай Фу Ли в своейновой книге называет её «альтернативной интернет-вселенной». Китайское правительство поощряет предпринимательство, способствует развитию программирования и искусственного интеллекта и ставит цель «стать мировым лидером в области искусственного интеллекта».
В этой стране применяются технологии, которые считаются неэтичными в других странах. Некоторые компании наблюдают за студентами через веб-камеры и анализируют, насколько внимательно студенты слушают преподавателя, но это, по мнению одного из спикеров, скорее вредит продуктивности обучения.
Итак, что нового в «альтернативной интернет-вселенной»?
Всего несколько лет назад китайские родители скептически относились к онлайн-образованию. Однако неприятие сменилось энтузиазмом, и в последнее время в стране появились крупные онлайн-школы, которые предлагают разнообразные образовательные услуги.
«Это так удобно, что не нужно никуда ехать по шанхайским и пекинским пробкам» — говорит Анип Шарма, партнёр компании LEK Consulting, подчёркивая, что онлайн-услуги не заменяют личное общение с преподавателем, а скорее дополняют его.
Согласно результатам исследований, озвученных на конференции, от восьми до десяти миллионов студентов и школьников пользуются услугами онлайн-репетиторов. Онлайн-уроки с носителями английского языка, живущими за пределами Китая, значительно расширяют образовательные возможности студентов.
Китайское правительство активно развивает онлайн-образование не только на словах. В 2014 году Пекине построили 22-этажное здание под названием «MOOC Times Building», в котором находится инкубатор EdTech-компаний, работающий при поддержке правительства.
В здании, которое в народе называют китайской Силиконовой долиной, работают две студии видеозаписи, оснащенные по последнему слову техники. Здесь снимают и обрабатывают видеоматериалы для различных продуктов и сервисов онлайн-обучения (а не только для MOOC-платформ).
Арендаторы — EdTech-стартапы — платят за помещения символическую плату. Среди них есть достаточно как крупные компании, так и фирмы с несколькими сотрудниками. В 2018 году руководство небоскреба открыло двери и для иностранных компаний.
Конференция привлекла многочисленные иностранные компании, которые пытаются прорваться на китайский рынок.
«Все вокруг только и говорили о том, что мне нужно отправиться в Китай, и я решил поехать и проверить» — делится Ник Уинтер, основатель и генеральный директор CodeCombat, геймифицированного сервиса по обучению языку программирования Python.
На конференции компания заключила партнёрское соглашение с китайским техническим гигантом NetEase, который предоставляет разные сервисы, от электронной почты до видеоигр. Китайский партнёр стратегически важен из-за культурных особенностей и строгих законов.
«Мы запустились на китайском рынке в апреле, и неожиданно уже через месяц привлекли больше пользователей, чем у нас было до сих пор во всём остальном мире. Это так странно», — сообщил Уинтер — «Оказывается, в Китае лучший образовательный рынок в мире».
Уинтер признаёт, что ему повезло начать бизнес в Китае в нужное время. За несколько месяцев до запуска китайской версии проекта правительство приняло решение об углублённом изучении программирования в школах. Уинтеру также помогло знание языка — его предыдущим стартапом было мобильное приложение по изучению китайского, и он сам стал немного говорить и понимать.
На секциях конференции давали практические советы для тех, кто хочет работать с Китаем. Прежде всего, следует изучить уникальные китайские инструменты, особенно WeChat, который здесь называют удалённым контролем жизни.
Во время одной дискуссии Перри Калмуст, сооснователь Принстонской академии подготовки к поступлению в университет, предложил добавлять в WeChat всех, с кем вы познакомились в Китае, не забывая ставить теги, которые описывают человека и напоминают, где вы с ним встретились.
Компаниям, которые хотят работать в Китае, стоит найти влиятельного пользователя WeChat и рассказать ему о своём продукте.
«Если среди ваших контактов будет мама школьника, у которой 50 тысяч контактов, постарайтесь убедить её в том, что у вас отличный продукт. Это лучший способ стартовать на китайском рынке» — сказал Калмуст.
В конце конференции модератор опубликовал QR-код дискуссионной группы на WeChat, где участники могут связаться со спикерами. Десятки людей поднялись, чтобы сфотографировать QR-код и быть на связи.
Китайский рынок привлекает внимание EdTech-предпринимателей со всего мира. Миллиардная аудитория, ориентированная на современное образование — мечта для собственников онлайн-школы. Однако прежде чем заходить на новый рынок, стоит внимательно изучить культурные особенности и законодательство, потому что некоторые темы непросто адаптировать.
Мы запускали на американском рынке Курс осознанного писательства Free Publicity School, который пользуется невероятной популярностью на российском рынке. За 10 дней курса участники пишут по три статьи и публикуют их в популярных СМИ. В США совершенно иная схема взаимодействия СМИ и авторов, и просто перевести курс на английски недостаточно — его нужно локализовать.
Перевод Александры Галимовой
Текст впервые опубликован здесь
Интересно, среди наших читателей есть те, кто имеет отношение к китайскому рынку онлайн-образования? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях!
Добавить комментарий