Онлайн-образование привлекает офлайн-тренеров, коучей, консультантов и экспертов низким порогом вхождения, простотой запуска и высокой рентабельностью. Однако в начале пути большинство создателей онлайн-курсов натыкаются на стандартные грабли. В итоге курс проваливается, а тренеру приходится возвращаться к традиционной офлайн-работе. В этой статье мы разберём шесть ошибок при создании онлайн-курсов и расскажем, как их избежать.
Первая ошибка кроется в эгоцентризме преподавателя, когда курсы создаются «от себя», а не «от клиента». Автор руководствуется собственными интересами, любимыми форматами, удобным для себя временем занятий. Чего хочет клиент, когда ему предпочтительней заниматься, какой формат уроков лучше подойдёт, преподавателя не интересует.
Но, как ни печально осознавать, курсы, построенные на желаниях преподавателя, нужны только ему самому. Чтобы избежать этой ошибки, после выбора ниши нужно идти «в поля» — к вашей целевой аудитории — и задавать вопросы.
Неверная модель:
Верная модель:
Чтобы курс пользовался спросом, создавайте его, ориентируясь на ответы вашей аудитории. Общение с потенциальными клиентами или проблемное интервью — залог успеха продукта или закрытия проекта без затрат, если спроса нет.
О чем спрашивать:
Важно! Спрашивайте про прошлое и факты, а не про будущее! Не заставляйте клиентов отвечать на вопросы формата: «А как бы вы поступили?», «А вы бы пошли на этот курс?», «А 10 000 рублей за такой курс заплатили бы?». Люди склонны обманывать и фантазировать о будущем. Если человек при первой встрече сказал: «Да, мне интересно», на предложение заплатить за курс он, вероятнее всего, ответит отказом.
Совет. О проблемных интервью прочтите книгу «Спроси маму» Роба Фицпатрика.
Преподавателю, который считает себя хорошим специалистом с уникальным опытом и крутыми кейсами, хочется охватить всё и вся и сделать из новичка профессионала за один курс. Это избыточный перфекционизм.
Когда задаешь вопросы: «Зачем так много? Почему такой длинный курс?» , автор курса отвечает: «Не могу же я бросить клиента с неполными знаниями, на перепутье, как дать только часть? За кого он меня будет считать?» . В погоне за «охватить всё» тренер теряет мотивацию и захлебывается в объёме задач и контента. В результате он бросает начатое, не в силах завершить титанический труд по созданию курса.
Чтобы этого не произошло, тренеру нужно бить себя по рукам, сокращать программу и давать материал по кусочкам. Нельзя за день вырастить из малыша взрослого человека.
Нельзя в печке сжечь целое бревно. Дайте клиенту время на осмысление, пробу знаний на практике, на свои ошибки и открытия.
Пример из жизни
На одном из тренингов на желание учеников «Мы хотим сделать все и сразу» предложили эксперимент. Тренер поставил нас на середину комнаты и попросил вытянуть руки. Задача — поймать все ручки, которые он в нас кинет. Тренер кинул все разом. Сколько мы поймали? Одну или две, остальные упали. Тренер снова поставил нас в центр, собрал все ручки и стал кидать по одной с паузой. Сколько мы поймали? — Все до единой.
Еще один наглядный пример.
Вспомните картинку, как из нашего обезьяноподобного предка получился человек. Мысленно нарисуйте линию из точки А в точку Z и проставьте на ней вехи-шаги. Разделите вашу программу на: «Введение», «Базовые знания», «Углубления в определенные темы». Составьте Пошаговый план, как это сделано в Акселераторе онлайн-школ ACCEL.
Каким может быть клиент на этапе G или P? Что он знает и умеет, а что узнает позже? Люди хотят получить конечный результат за небольшой промежуток времени и гордиться им, применять знания на практике. Дайте им эту возможность.
Нужна помощь с внедрением плана на практике? Регистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Разберём каждый шаг до мелочей — останется только сделать.
Глубокий профессионализм и владение терминологией мешают педагогу находить общий язык с клиентом. Для ученика птичий язык преподавателя непонятен, слушатель чувствует себя глупо и уходит. Тренеру хочется блеснуть знаниями, но клиентам нужно решать свои проблемы и задачи.
Профессионалу нужно спуститься на уровень новичка и объяснять просто, буквально на пальцах. Если предмет обучения это позволяет — дополнить программу списком с терминами и их простыми объяснениями.
Чтобы избежать сухого канцелярита и заумности, начинайте любую тему с объяснения терминологии, вводите примеры и кейсы, рисуйте схемы. Создайте свою фокус-группу из родных, детей, пожилых людей и тестируйте материал на ней. Если фокус-группа поняла, клиенты тоже поймут.
Следующая ошибка связана с тем, что педагоги используют в онлайн-курсах принципы построения офлайн-занятий. Авторы переносят в онлайн двух-трёхчасовые уроки по схеме: начитка теоретического материала, демонстрация примеров и кейсов, небольшая практика и групповая работа, задание на дом (почитать, подумать, порешать). Конечно, это быстрый и простой путь, но не всегда эффективный.
Онлайн-аудитория и онлайн-потребление имеют свою специфику. Здесь важно удерживать внимание ученика, которое быстро рассеивается, ведь интерес падает, окружение мало ощущается. Эти особенности нужно знать и учитывать при создании плана и структуры курса.
Длительность курса тоже влияет на удовлетворенность клиентов. Недавнее общение с коллегами выявило: многие покупают 3-4 часовые записи конференций, мастер-классов за 1-2-3 тысячи рублей. Но потом не находят времени и сил посмотреть все разом. И записи так и лежат мертвым грузом на диске C. В каждой сфере есть своя специфика, но усредненные цифры, приведённые ниже, дадут ориентир и помогут запустить курс без перегибов:
Советы по хронометражу занятий:
Совет. В первом письме потенциальным или новым клиентам покажите схему прохождения курса. Объясните, что будет ждать на каждом этапе, какие есть правила, ограничения и бонусы. Отправьте ссылки на сервисы, инструменты и группы для общения. Дайте клиенту карту местности и фонарик. Ему будет легче ориентироваться на курсе.
Преподаватель в погоне за финансами создает контент, выкладывает его на платформу и ждет прибыли. Либо автор создает курс и продает его продюсерскому центру. Далее контент продают «перекупщики» без оказания сопровождения.
Пример из жизни
Однажды я проходила тренинг Тони Роббинса «Personal Power» в формате прослушивания аудио и заполнения дневника. Продавцы не предложили услугу поддержки, и я забросила курс на 4-5 уроке, не справившись с моральной нагрузкой.
Помните, клиент самостоятельно в формате видеоуроков или чтения текста «долго не протянет». Без поддержки, подбадривания и советов мотивация сойдет на нет, а бытовые и рабочие дела уведут в сторону. После такого курса не стоит ждать отзывов, рекомендаций или перехода клиента на следующий продукт.
Одноразовые клиенты или клиенты-зомби, которые купили, но не прошли курс, сильному и амбициозному тренеру не нужны.
Педагоги из офлайна не всегда осведомлены об инструментах и средствах проведения онлайн-курсов и создают их по старинке с помощью самых простых методов. Например, делают рассылку контента через почтовый клиент Яндекса или Mail.ru. Или отправляют клиентам ссылки на YouTube или Яндекс.Диск, куда залили 5-6 видео своих выступлений на большой зал.
Возможно, такой малобюджетный проект оправдан на этапе тестирования продукта или изучения спроса. Но для большого проекта это похоже на проведение очного тренинга в подвале или на улице.
Если вы уверены, что клиент ради контента будет терпеть неудобства, что знания важнее сервиса, то придётся вас разочаровать — это не так.
Подводных камней в любом бизнесе много, но если вы сможете избежать эти шесть ошибок при создании онлайн-курсов, вы уже будете на 2-3 головы выше конкурентов.
Спасибо за поучительную статью!
Дмитрий, спасибо!
Рады, что статья была Вам полезна=)
Что-то уже взяли на вооружение?
Спасибо ! очень важные советы и рекомендации!!!!!
На платформе ZenClass есть свтроенный чат учеников с преподавателями и к каждому курсу свой чат
каждая фраза — это шаг к решению проблемы- пропустить нельзя