Инструменты 49755 5 16 августа 2017

Шесть ошибок при создании онлайн-курсов. Рассказываем, как их избежать

Онлайн-образование привлекает офлайн-тренеров, коучей, консультантов и экспертов низким порогом вхождения, простотой запуска и высокой рентабельностью. Однако в начале пути большинство создателей онлайн-курсов натыкаются на стандартные грабли. В итоге курс проваливается, а тренеру приходится возвращаться к традиционной офлайн-работе. В этой статье мы разберём шесть ошибок при создании онлайн-курсов и расскажем, как их избежать.

«Я во главе угла»

Первая ошибка кроется в эгоцентризме преподавателя, когда курсы создаются «от себя», а не «от клиента». Автор руководствуется собственными интересами, любимыми форматами, удобным для себя временем занятий. Чего хочет клиент, когда ему предпочтительней заниматься, какой формат уроков лучше подойдёт, преподавателя не интересует.

Но, как ни печально осознавать, курсы, построенные на желаниях преподавателя, нужны только ему самому. Чтобы избежать этой ошибки, после выбора ниши нужно идти «в поля» — к вашей целевой аудитории — и задавать вопросы.

Неверная модель:

  1. Я хочу свой курс
  2. Делаю курс
  3. Предлагаю рынку
  4. Нет желающих
  5. Я в расстройстве

Верная модель:

  1. Я вижу проблему на основе своего опыта
  2. Иду к текущим клиентам или незнакомым людям с вопросами
  3. Получаю обратную связь
  4. Формирую продукт
  5. Успешно продаю курс

Чтобы курс пользовался спросом, создавайте его, ориентируясь на ответы вашей аудитории. Общение с потенциальными клиентами или проблемное интервью — залог успеха продукта или закрытия проекта без затрат, если спроса нет.

О чем спрашивать:

  • Есть ли у людей та проблема, которую вы решаете?
  • Насколько она острая?
  • Как часто она появляется?
  • Как человек привык ее решать?
  • Почему до сих пор не решил?

Важно! Спрашивайте про прошлое и факты, а не про будущее! Не заставляйте клиентов отвечать на вопросы формата: «А как бы вы поступили?», «А вы бы пошли на этот курс?», «А 10 000 рублей за такой курс заплатили бы?». Люди склонны обманывать и фантазировать о будущем. Если человек при первой встрече сказал: «Да, мне интересно», на предложение заплатить за курс он, вероятнее всего, ответит отказом.

Совет. О проблемных интервью прочтите книгу «Спроси маму» Роба Фицпатрика.

Объять необъятное

Преподавателю, который считает себя хорошим специалистом с уникальным опытом и крутыми кейсами, хочется охватить всё и вся и сделать из новичка профессионала за один курс. Это избыточный перфекционизм.

Когда задаешь вопросы: «Зачем так много? Почему такой длинный курс?» , автор курса отвечает: «Не могу же я бросить клиента с неполными знаниями, на перепутье, как дать только часть? За кого он меня будет считать?» . В погоне за «охватить всё» тренер теряет мотивацию и захлебывается в объёме задач и контента. В результате он бросает начатое, не в силах завершить титанический труд по созданию курса.

Чтобы этого не произошло, тренеру нужно бить себя по рукам, сокращать программу и давать материал по кусочкам. Нельзя за день вырастить из малыша взрослого человека.

Нельзя в печке сжечь целое бревно. Дайте клиенту время на осмысление, пробу знаний на практике, на свои ошибки и открытия.

Пример из жизни

На одном из тренингов на желание учеников «Мы хотим сделать все и сразу» предложили эксперимент. Тренер поставил нас на середину комнаты и попросил вытянуть руки. Задача — поймать все ручки, которые он в нас кинет. Тренер кинул все разом. Сколько мы поймали? Одну или две, остальные упали. Тренер снова поставил нас в центр, собрал все ручки и стал кидать по одной с паузой. Сколько мы поймали? — Все до единой.

Еще один наглядный пример.

Вспомните картинку, как из нашего обезьяноподобного предка получился человек. Мысленно нарисуйте линию из точки А в точку Z и проставьте на ней вехи-шаги. Разделите вашу программу на: «Введение», «Базовые знания», «Углубления в определенные темы». Составьте Пошаговый план, как это сделано в Акселераторе онлайн-школ ACCEL.

Каким может быть клиент на этапе G или P? Что он знает и умеет, а что узнает позже? Люди хотят получить конечный результат за небольшой промежуток времени и гордиться им, применять знания на практике. Дайте им эту возможность.

Нужна помощь с внедрением плана на практике? Регистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Разберём каждый шаг до мелочей — останется только сделать.

Объяснять «на пальцах»

Глубокий профессионализм и владение терминологией мешают педагогу находить общий язык с клиентом. Для ученика птичий язык преподавателя непонятен, слушатель чувствует себя глупо и уходит. Тренеру хочется блеснуть знаниями, но клиентам нужно решать свои проблемы и задачи.

Профессионалу нужно спуститься на уровень новичка и объяснять просто, буквально на пальцах. Если предмет обучения это позволяет — дополнить программу списком с терминами и их простыми объяснениями.

Чтобы избежать сухого канцелярита и заумности, начинайте любую тему с объяснения терминологии, вводите примеры и кейсы, рисуйте схемы. Создайте свою фокус-группу из родных, детей, пожилых людей и тестируйте материал на ней. Если фокус-группа поняла, клиенты тоже поймут.

Большими мазками

Следующая ошибка связана с тем, что педагоги используют в онлайн-курсах принципы построения офлайн-занятий. Авторы переносят в онлайн двух-трёхчасовые уроки по схеме: начитка теоретического материала, демонстрация примеров и кейсов, небольшая практика и групповая работа, задание на дом (почитать, подумать, порешать). Конечно, это быстрый и простой путь, но не всегда эффективный.

Онлайн-аудитория и онлайн-потребление имеют свою специфику. Здесь важно удерживать внимание ученика, которое быстро рассеивается, ведь интерес падает, окружение мало ощущается. Эти особенности нужно знать и учитывать при создании плана и структуры курса.

Длительность курса тоже влияет на удовлетворенность клиентов. Недавнее общение с коллегами выявило: многие покупают 3-4 часовые записи конференций, мастер-классов за 1-2-3 тысячи рублей. Но потом не находят времени и сил посмотреть все разом. И записи так и лежат мертвым грузом на диске C. В каждой сфере есть своя специфика, но усредненные цифры, приведённые ниже, дадут ориентир и помогут запустить курс без перегибов:

Советы по хронометражу занятий:

  • Внимание на вебинаре держится в среднем 1-1.5 часа
  • Оптимальная длина видеоурока — 8-13 минут
  • Оптимальный объем текста — 3 страницы Word, дополненные схемами, иллюстрациями, мини-заданиями в середине
  • Длительность видеокурса или курса из текстовых заданий — 2-3 недели
  • Длительность курса с онлайн-занятиями — до 45 дней
  • Время выполнения домашнего задания — 10 минут
  • Дни видеоуроков — ежедневно или 2-3 раза по будням
  • Онлайн-занятие — суббота до обеда или четверг вечер

Совет. В первом письме потенциальным или новым клиентам покажите схему прохождения курса. Объясните, что будет ждать на каждом этапе, какие есть правила, ограничения и бонусы. Отправьте ссылки на сервисы, инструменты и группы для общения. Дайте клиенту карту местности и фонарик. Ему будет легче ориентироваться на курсе.

Ау?! — Клиент в изоляции

Преподаватель в погоне за финансами создает контент, выкладывает его на платформу и ждет прибыли. Либо автор создает курс и продает его продюсерскому центру. Далее контент продают «перекупщики» без оказания сопровождения.

Пример из жизни

Однажды я проходила тренинг Тони Роббинса «Personal Power» в формате прослушивания аудио и заполнения дневника. Продавцы не предложили услугу поддержки, и я забросила курс на 4-5 уроке, не справившись с моральной нагрузкой.

Помните, клиент самостоятельно в формате видеоуроков или чтения текста «долго не протянет». Без поддержки, подбадривания и советов мотивация сойдет на нет, а бытовые и рабочие дела уведут в сторону. После такого курса не стоит ждать отзывов, рекомендаций или перехода клиента на следующий продукт.

Одноразовые клиенты или клиенты-зомби, которые купили, но не прошли курс, сильному и амбициозному тренеру не нужны.

Что с этим можно сделать?

  1. Внедрить геймификацию — дарить баллы, бонусы и дополнительные материалы за выполнение заданий и прогресс, награждать лучших скидками и личными консультациями.
  2. Ввести жесткую дисциплину — исключение из группы за откладывание и задержки в выполнении заданий.
  3. Устраивать онлайн-встречи 1 раз в неделю — делиться результатами, разбирать сложные моменты из теории и практики.
  4. Создать чат группы для обмена мнениями.
  5. Сопровождать клиента — писать ему мотивационные сообщения, лично или с помощниками проверять домашние задания.
  6. Мотивировать кейсами — показывать успехи других участников и результаты, которых можно добиться, если дойти до конца.

Все по-простому

Педагоги из офлайна не всегда осведомлены об инструментах и средствах проведения онлайн-курсов и создают их по старинке с помощью самых простых методов. Например, делают рассылку контента через почтовый клиент Яндекса или Mail.ru. Или отправляют клиентам ссылки на YouTube или Яндекс.Диск, куда залили 5-6 видео своих выступлений на большой зал.

Возможно, такой малобюджетный проект оправдан на этапе тестирования продукта или изучения спроса. Но для большого проекта это похоже на проведение очного тренинга в подвале или на улице.

Если вы уверены, что клиент ради контента будет терпеть неудобства, что знания важнее сервиса, то придётся вас разочаровать — это не так.

Инструменты для организации онлайн-курсов

  1. Юридическое лицо в форме ИП и простая бухгалтерия (например, «Эльба»). Возможны варианты работы с платформой, которая будет работать с вами как с физическим лицом, а с клиентом заключать договор как юридическое лицо.
  2. Форма оплаты и интернет-эквайринг (Яндекс.Касса, Тинькофф, PayU, PayOnline и другие). Помните, перенаправление на оплату в электронный кошелек или предложение оплатить курсы по номеру карты снижают доверие клиента.
  3. Качественный лендинг с описанием и возможностью записаться на курс. Для его создания можно воспользоваться недорогим конструктором вроде Tilda.
  4. Рассыльщик писем. Можно выбрать MailChimp, он бесплатный до 2000 подписчиков.
  5. Вебинарная платформа, например, Zoom или Pruffme, или страница с выводом трансляции из YouTube и комментариями из Hypercomments.
  6. Платформа для размещения курсов. Например, бесплатная платформа LearMe.
  7. CRM или платформа для ведения обучения с функциями CRM. Из бесплатных, но качественных инструментов могу посоветовать Trello или Bitrix24.
  8. Чат в скайпе, канал в WhatsApp или Telegram, группа в социальной сети. К сожалению, отдельного инструмента или встроенного в платформу мы пока не нашли. Если у вас есть предложения, публикуйте их в комментариях.

Подводных камней в любом бизнесе много, но если вы сможете избежать эти шесть ошибок при создании онлайн-курсов, вы уже будете на 2-3 головы выше конкурентов.


Автор статьи - Анна Чащина, эксперт по запуску онлайн-проектов, стартап-ментор
Регистрируйтесь на бесплатный марафон «Гараж марафонных продаж» и узнайте, как создать свою онлайн-школу с доходом от 150 000 рублей в месяц.
Регистрируйтесь прямо сейчас и сразу же получите первый урок

5 комментариев на «“Шесть ошибок при создании онлайн-курсов. Рассказываем, как их избежать”»

  1. Dmitry Musikov:

    Спасибо за поучительную статью!

    • Акселератор онлайн-школ ACCEL:

      Дмитрий, спасибо!
      Рады, что статья была Вам полезна=)
      Что-то уже взяли на вооружение?

  2. Спасибо ! очень важные советы и рекомендации!!!!!

  3. Ирина:

    На платформе ZenClass есть свтроенный чат учеников с преподавателями и к каждому курсу свой чат

  4. каждая фраза — это шаг к решению проблемы- пропустить нельзя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подарок
Скачайте пошаговый PDF-план и узнайте, как вам создать собственную онлайн-школу с нуля. Вы убедитесь, что запуск успешной онлайн-школы напоминает сборку конструктора LEGO.

Еще про Инструменты   Все статьи категории

Инструменты — Как продавать образовательные продукты
Создание и упаковка онлайн-курса — сложный процесс, но трудности на этом только начинаются. Ведь нужно как-то заниматься продвижением, искать покупателей. В онлайн-школах можно разделять обязанности – эксперт создает мастер-классы и вебинары, продюсер – занимается продажей образовательных продуктов. Рассказываем, как это происходит.
171334 0
Инструменты — Плюсы и минусы дистанционного обучения
Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения вам нужен только компьютер с доступом в интернет. В этой статье мы рассмотрим главные плюсы и минусы дистанционного обучения.
127657 3
Инструменты — Как создать онлайн-школу с нуля
Cоздание онлайн-школы — это процесс, подобный сбору конструктора LEGO. Он легко шаблонизируется.
80071 17
Попишитесь на нас в соцсетях: