Каждый клиент при покупке проходит по стадиям воронки продаж и легко может отпасть на одной из них. Причин много — уход к конкурентам, неудачный опыт взаимодействия с компанией или плохая обратная связь, негативные отзывы. Чтобы максимальное количество потенциальных клиентов стали реальными, надо постоянно работать над воронкой продаж и заниматься её оптимизацией. Как это сделать — расскажем в статье.
Прежде чем заниматься оптимизацией, надо понять, что происходит на каждой стадии воронки продаж и где вы теряете клиентов.
Информация должна быть конкретна — это показатели, цифры и факты. Нужно собрать статистику по каждому этапу воронки, иначе это будут просто абстрактные данные и оптимизировать процесс не получится.
В простейшем варианте стадии воронки продаж выглядят так:
У вас могут быть также свои промежуточные этапы — всё зависит от вашего продукта, от скорости принятия решения и от каналов взаимодействия с клиентом, которые вы используете.
Проследить весь путь клиента поможет аналитика и файлы cookies, которые позволяют идентифицировать пользователя на сайте. Для их использования на сайте вам придётся позвать на помощь программиста. Без них вы сможете оценить только точки входа клиента в стадию воронки, если стадия опирается на канал взаимодействия. Например, сколько людей пришли на сайт через рекламу.
Если вы собрали данные по каждой стадии воронки, то при анализе вы увидите — сколько клиентов дошло до покупки. Обобщить данные можно в простой таблице.
Пример анализа воронки
После анализа вы увидите, на каком этапе теряете основную массу клиентов и где надо вносить изменения.
Январь | Февраль | |
Reach (люди, которые проявили интерес) | 10 000 пользователей | 20 000 пользователей |
MQL (люди, которые оставили заявку, чтобы получить дополнительную информацию) | 1 000 пользователей | 1 500 пользователей |
SQL (люди, которые максимально близки к покупке и думают, второй или третий контакт с менеджером) | 300 потенциальных клиентов | 500 потенциальных клиентов |
Продажи | 100 | 150 |
Reach > MQL | 10% | 7.5% |
MQL > SQL | 30% | 33% |
SQL > продажи | 33% | 30% |
Общая конверсия (отношение числы совершивших покупку, к Reach) | 1% | 0,75% |
После анализа вы увидите, на каком этапе теряете основную массу клиентов и где надо вносить изменения.
Стадия Reach > MQL. Ваш лендинг/сайт и реклама на первой стадии привлекают большое количество клиентов, а на следующую стадию переходит совсем мало (например, 5%), возможно, вы привлекаете не ту аудиторию. Второй вариант — завышенные ожидания аудитории. Это может быть в том случае, если вы даёте в рекламе большую скидку, а при переходе на лендинг человек понимает — это недостижимо или этого нет. Третий вариант — страх клиента оставить заявку и принять на себя обязательства.
Что делать:
Пример удачной формы для получения контакта пользователя на сайте резидента ACCEL Екатерины Иноземцевой. Форма ни к чему не обязывает, но полезна.
Стадия MQL > SQL. После оставленной заявки и консультации клиент пропадает. Вариантов также несколько: клиент могу уйти к конкурентам за более выгодным предложением, у него есть возражения и ему проще уйти, он не решается совершить покупку из-за отсутствия доверия или плохих отзывов.
Что делать:
Доверие — очень тонкий момент. О том как легко его разрушить есть полезная статья на нашем портале «Шесть ошибок, которые разрушают доверие к бренду».
Хороший пример размещения видеоотзывов есть на сайте школы финансовой грамотности Снежаны Манько:
Стадия SQL > Продажи. Это клиенты, которые уже несколько раз взаимодействовали с вашей компанией и в последний момент отказались от покупки. Здесь причины могут быть аналогичны предыдущей стадии. Но возможно, им не хватает дополнительных условий — бонусов, скидок. На этом этапе надо также анализировать ваш сервис и сравнивать его с сервисом и предложениями конкурентов. Важно проанализировать, как общаются ваши менеджеры с клиентами. Может оказаться, что клиенту забыли перезвонить или сделали это неправильно — конверсию портит человеческий фактор.
Что делать:
Если у вас нет менеджеров и вы не успеваете делать все сами, то стоит задуматься о помощнике. Иначе вы так и продолжите терять клиентов. Отдел продаж может работать удалённо и эффективно — подробности в статье «Как создать удалённый отдел продаж?».
Прежде чем предпринимать любые действия с воронкой продаж, сделайте анализ текущей ситуации. Интуитивно может казаться, что вся проблема в некрасивом сайте или нерадивом продавце. Анализ может показать, что цвет сайта совсем ни причем, а продавец старается изо всех сил, но у него нет инструментов для воздействия на клиента. Что нужно:
При анализе вашей воронки продаж вы можете найти и дополнительные этапы, а также новые и эффективные способы их оптимизации. Не забывайте возвращаться к этой задаче и постоянно искать возможности для улучшения продукта и процессов в бизнесе.
Добавить комментарий