Главная ошибка бизнеса — делить аудиторию по полу, возрасту и доходу.
Инженер и госслужащий, даже если они ровесники с одинаковой зарплатой, принимают решения по-разному. Неправильная сегментация аудитории ведёт к неверному выбору рекламы и падению продаж. Рассказываем, как правильно анализировать ЦА и не допустить провала.
Обратите внимание, что идеальное время анализа целевой аудитории — ещё до создания продукта. Тогда ваш курс будет эффективным для потребителей, и реклама фактически понадобится только для «рассказа» о появлении курса, а не для «убеждения» купить продукт.
Когда школа создана, но клиентов нет, анализ ЦА станет спасением. Возможно, вам придётся переделать продукт, если он не попадает в потребности аудитории. Или анализ поможет понять, что с курсом всё хорошо, но нужно продумать рекламные посылы так, чтобы они яснее показывали преимущества проекта потенциальным клиентам.
Если онлайн-школа уже создана, а курсы продаются, анализируйте не только реальных покупателей, но и потенциальных клиентов — это поможет лучше сформулировать рекламное предложение, расширить каналы для продвижения и найти новых студентов.
Понимание целевой аудитории — это основная составляющая в создании продукта и в его продвижении. Уделите этому этапу достаточно времени.
Есть два главных вопроса, ответы на которые должен знать любой бизнесмен перед запуском онлайн-школы. Именно на этих ответах строится вся стратегия продвижения проекта.
Первый — что продавать? Есть группа людей, объединенных некой проблемой, потребностью. Задайте себе вопросы:
Вот пример. Группе людей надоело работать в офисе за копейки, терпеть выходки босса-самодура и ездить в автобусе каждый день по три часа. Они решают начать работать в IT — это можно делать удалённо и получать зарплату в долларах. Вот, что может им предложить школа программирования:
Ответив на вопросы из блока «что продавать», бизнесмен понимает, что школа программирования ему не нужна. Лучше превратить её в школу заработка удаленно на зарубежном фрилансе. И он уже лучше понимает свою аудиторию.
Второй ключевой момент — где продавать? Ещё до запуска нужно понимать, какие каналы ваша ЦА использует для получения информации. Кто-то предпочитает сидеть в Instagram, другие любят Одноклассники, а третьи и вовсе пользуются только Яндексом и читают блоги. Чтобы не тратить бюджет впустую, разберитесь в каналах вашей аудитории.
Изучая и сегментируя ЦА, всегда учитывайте два этих момента — вам не нужно знать о потенциальных покупателях всё, достаточно главного.
Ситуация — начинающий бизнесмен боится, что на его продукт будет совсем маленький спрос, поэтому стремится подобрать аудиторию как можно шире. Ошибка такого подхода в том, что получается курс как бы и для всех, и ни для кого.
Представьте, вы решили сделать онлайн-школу программирования. Но ниша настолько огромна, что если пытаться охватить её всю, придётся делать онлайн-университет с множеством факультетов и кафедр в каждом. Потому что не бывает людей, которые хотят просто научиться программировать. Нужно больше конкретики.
Исследование и сегментация аудитории строится как раз на главном слове «хочу». Вам нужно понимать, чего желает человек, максимально конкретно. Чем уже будет ниша, тем лучше — эффективнее запустить несколько узких продуктов, чем один, но огромный.
В маркетинге для такого подхода есть специальный приём — сегментирование. Вы берёте большую потенциальную целевую аудиторию и разделяете её на несколько универсальных типов. Чтобы было проще и понятнее, лучше буквально «рисовать» портреты ваших потенциальных покупателей — как будто создаёте героев для книги.
Например, у той же онлайн-школы программирования может быть несколько типов ЦА:
Представьте, что вы встретили одного из своих идеальных покупателей. У вас есть возможность задать человеку 10–20 вопросов, узнать его получше. Причём портрет должен получаться максимально объёмным. Сделайте этот опросник-таблицу. Вот несколько вариантов вопросов, которые подойдут для знакомства с покупателем курсов:
Подумайте, как ответы на эти вопросы помогут вам понять, где продвигать ваш курс и как его изменить, чтобы он лучше подходил под потребности аудитории. Пофантазируйте, составьте несколько возможных портретов покупателей, отвечая на эти вопросы. Эти персонажи — ваши маркетинговые гипотезы. Теперь нужно наполнить их реальной информацией о ЦА — возможно, ваши предположения подтвердятся. Или наоборот, после анализа вы увидите, что неверно представляли себе покупателей — тогда придётся вернуться к этому шагу и сделать всё заново.
Есть несколько источников информации о вашей целевой аудитории. Используйте все.
1. Начните изучение с конкурентов. Найдите площадки других онлайн-школ, в которых есть ваши потенциальные клиенты. Зарегистрируйтесь в Popsters и проанализируйте группы — так вы узнаете, какие посты у конкурентов собирают максимум реакций, какие чаще лайкают, а какие больше обсуждают.
С помощью PepperNinja посмотрите, какие ещё группы читают подписчики ваших конкурентов:
Например, вы запускаете онлайн-школу фотографов и решили, что вашу потенциальную аудиторию можно найти в пабликах журналистов и фотоклубов. С помощью сервисов вы выясните, что любители фотографий часто читают журнал Esquire, любят Pikabu, а многие подписаны на группы про PR и фриланс. Так портрет ЦА становится более объёмным, а у вас появились основные площадки для рекламы.
2. Изучите тематические форумы, так вы узнаете, что волнует пользователей. Но помните, что самые горячие обсуждения могут в реальности не волновать всю аудиторию — там просто ругаются несколько человек. Старайтесь найти инсайты по теме. Например, после прочтения пары десятков тем на фотофоруме выяснилось, что новички в этой сфере испытывают трудности не с поиском первых моделей или техническими настройками, а с составлением портфолио. Это может стать отличным уникальным предложением вашей онлайн-школы и способом выделиться среди конкурентов.
3. Подумайте, какие ключевые фразы использует ваши аудитория, когда ищет что-то в Яндексе или Google. Проверьте их через Яндекс.Вордстат — в левой колонке будет список похожих фраз с количеством показов в месяц, в правой — какие ещё фразы ищет аудитория.
4. Найдите в вашем окружении людей, которые потенциально готовы купить курс. Проведите с ними маркетинговое интервью. Смысл такого исследования в изучении прошлого опыта и сборе фактов. Избегайте вопросов о будущем. Например:
Подробнее о том, как проводить такие беседы, читайте в нашем материале об ошибках в создании онлайн-курсов и в книге «Спроси маму» Роба Фицпатрика.
Ещё один способ получить информацию о целевой аудитории — провести опрос. Сделайте это с помощью ВКонтакте:
Подробнее о том, как использовать рекламные возможности этой соцсети мы писали в материале про рекламу онлайн-школы с помощью ВКонтакте.
Когда вы сделали достаточно предположений вашей потенциальной аудитории и собрали максимум возможной информации, пропишите несколько портретов покупателей. Ориентируйтесь на два главных вопроса — что им нужно и где об этом рассказать. Вот несколько примеров:
Проект | Покупатель |
Онлайн-школа заработка на фрилансе | Девушки в декрете, которым не хватает денег. У них нет возможности тратить много времени на обучение, а затем и на работу, поэтому они ищут заработок буквально на пару часов в день. Они не знакомы с интернет-технологиями, у них профессии из реального сектора — бухгалтеры, юристы, менеджеры среднего звена и офис-менеджеры. Свободное время они проводят на форумах про детей, проблемы воспитания и психологию. В основном, сидят в ВКонтакте и Одноклассниках, смотрят на других мам в Instagram. Их мечта — что когда-нибудь работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Вывод — им можно предложить курс, который научит получать деньги из хобби. Продвижение — через соцсети. |
Онлайн-школа моделей | Мамы, которые когда-то с восторгом смотрели на жизнь моделей, но сами не достигли этого. Сейчас они хотят лучшей доли своим детям. В основном, читают глянцевые журналы, в соцсетях проводят время в простых казуальных играх типа «Фермы». Подписаны на паблики танцевальных студий и развивающих кружков для детей в разных городах — продвижение можно начать с этих площадок. |
Онлайн-школа начинающих бизнесменов | Студенты престижных институтов управления и бизнеса. Деньги берут у родителей, располагают не очень большим доходом. Хотят открыть простой и понятный бизнес, желательно модный, вроде кофейни или фотостудии. Считают, что предпринимательство должно не только приносить деньги, но быть самовыражением. Подписаны на мотивирующие паблики во ВКонтакте, постоянно ищут бизнес-планы в Яндексе. |
Таких портретов для каждого курса должно быть несколько — это основа вашего продвижения и презентации онлайн-школы. Старайтесь делать рекламные креативы на основе портретов ЦА. Например, если делаете контекстную рекламу для школы фрилансеров, акцентируйте посыл не на большом заработке, а на минимальном вложении времени. Для моделей — на партнёрах, которые готовы забирать успешных студенток в модельные агентства.
Старайтесь рекламой удовлетворить не внешние потребности, а реальные мечты потенциальных клиентов.
Несколько портретов ЦА для онлайн-школы — это только начало. Дальше стоит продумать стратегию продвижения — об этом мы писали в статье про составление медиаплана. Протестировать рекламные креативы. Понять, где допустили ошибку, и переписать портреты покупателей.
Добавить комментарий