Предпринимательство требует от человека сочетания профессиональных, управленческих и личностных качеств. Тот, кто сможет развивать в себе их гармонично, обязательно добьется нужного результата. У вас еще нет любимого бизнеса? Рассказываем, как стать успешным бизнесменом, на что обратить внимание в первую очередь и как не сойти с этого сложного, но интересного пути.
Первое, с чего стоит начать — научиться ставить цели так, чтобы их можно было достичь. Есть несколько факторов, которые отличают цель от мимолетного желания или мечты.
Задайте себе вопрос — действительно ли вы хотите этого? Или это результат навязанного желания другого человека, например, родителей или партнера? Вы хотите достигнуть цели только потому, что так принято в обществе? Влияют ли какие-то стереотипы на постановку вашей цели?
Возьмите бумагу, ручку. Выпишите все ваши цели. Затем напишите, что будет с каждым из начинаний через пять-десять лет. Не пытайтесь планировать, мечтайте.
Пример:
Прочитайте то, что написали. Прислушайтесь к себе — написанное находит эмоциональный отклик?
Пример отклика:
Соответственно, стоит заняться пунктом один, даже если он кажется вам немного наивным — главное, что идея нашла эмоциональный отклик.
Если цель, которую вы сейчас обдумываете, действительно ваша, движемся дальше.
Главный критерий — ваша цель не должна быть слишком общей или расплывчатой. Попробуйте конкретизировать:
Общая цель | Конкретная цель |
Хочу машину | Хочу Porsche 911 |
Хочу много зарабатывать | Хочу чистый доход в 5 тысяч евро в месяц |
Когда формулируете цель, есть вероятность совершить ошибку — перепутать её с мечтой. Сделать так, чтобы все люди стали счастливыми — это нереальная, общая цель. Сделайте ее достижимой — устроиться на работу в «Красный крест», организовать благотворительный фонд, стать миссионером.
Нужно быть конкретным не только с самой сутью цели, но и со пониманием, когда ее достигнуть. Если вы осознаете, что опыта в сфере не хватает и вы не сможете реально оценить время на достижение, обратитесь за помощью к экспертам. Или возьмите первый, небольшой этап в цели и установите конкретный срок для него. Пример:
Нет | Да |
Выучить английский | Получить сертификат первого уровня к 10 сентября. |
Заработать много денег | К 10 сентября 2019 года выполнить заказы в веб-дизайне на 5 тысяч евро |
Открыть онлайн-школу | 1 декабря должен быть готов сайт, собрана аудитория для рекламы, нарисован баннер и написан промо-пост. |
Точность и реалистичность в постановке целей пригодится как для саморазвития, так и для управления бизнесом.
Почитать по теме:
Поиск оригинальной идеи, которая перевернет мир, занимает тысячи людей. В основном, все они так ничего и делают. Зарабатывают деньги и создают бизнес те, кто понимает — достаточно делать, что нравится, и делать это хорошо. Начните с малого — подумайте, чем вам нравится заниматься и как это превратить в бизнес.
Посмотрите вокруг — на чем зарабатывают бизнесмены? Может быть, где-то в вашем районе есть магазин, в котором огромные очереди? Или есть услуги или продукция, которая разочаровывает людей? Это повод изучить направление и вступить в конкурентную борьбу. Способ рискованный — возможно, вы не сможете сразу сделать качественный товар и понесете убытки. Это применимо в целом к любому бизнесу в сфере услуг и товаров.
У вас есть работа, вы отлично выполняете свое дело, но рост в должностях вас не интересует? Или в организации работает слишком много родственников генерального директора и повышать вас не планируют? Вместо того, чтобы пытаться пробить эту «стену», подумайте — может, стать конкурентом своему работодателю? Вы знаете все тонкости, ниша для вас стала родной, есть контакты, вас уважают как профессионала — отличные факторы для хорошего старта.
Обдумайте вариант открыть онлайн-школу — спрос на такие услуги большой, а конкуренции во многих нишах практически нет.
Плюсы такого бизнеса:
Вы определились с направлением. Теперь необходимо точно составить портрет целевой аудитории. Это поможет узнать проблемы и задачи клиентов, сформировать продукт и проработать маркетинговую стратегию нового бизнеса.
Результатом изучения ЦА будет портрет вашего клиента — один или несколько. Главное, чтобы вы могли ответить на вопросы:
Выглядеть результат будет так:
Продаем курсы фотографов. Конкретное направление — портретная съемка. Интересующая аудитория — девушки, 18-30 лет. Уровень дохода — от минимального до среднего. Ориентируемся на тех, кто уже решил пройти онлайн-школу. С помощью курсов покупатель хочет приобрести практические знания — те, которые он не может найти в бесплатных роликах на Youtube. Научиться зарабатывать с помощью фотографии. В основном девушки проводят время в Instagram и ВКонтакте.
Пример выше — теоретические суждения. Их нужно подтвердить — анализом конкурентов и интервью с людьми, которые могли бы стать вашими клиентами.
Воспользуйтесь инструментами онлайн-сервисов по парсингу аудитории социальных сетей. Зарегистрируйтесь в Pepper Ninja или Target Hunter. Найдите сообщества конкурентов и запустите анализ целевой аудитории. Сервис выдаст вам общую статистику, покажет, в каких еще группах находятся подписчики, где они проявляют активность. Составляйте портрет аудитории максимально полно.
Используйте Popsters для аналитики контента в сообществах-конкурентах и в сообществах, найденных с помощью парсеров. Вы узнаете, какие посты получают больше лайков, комментариев и репостов. В какие дни недели и в какое время аудитория наиболее активна — всю информацию добавляйте в портрет аудитории.
Найдите представителей вашей целевой аудитории и проведите с ними интервью. Это могут быть ваши знакомые, друзья, родственники. Будьте аккуратны в постановке вопросов — заходите издалека, не рассказывайте, что изучайте их ответы для нового бизнеса. Не используйте прямые вопросы на перспективу, лучше вовлекайте аудиторию в беседу и рассуждения.
Если вы грамотно подошли к изучению ЦА, то сможете составить подробный портрет. Часто он отличается от того, который был выдвинут как теория. Выглядит это так:
Продаем курсы по фотографии. Аудиторию больше всего интересует журнальная фотография — девушки 18-25 лет хотят устроиться на работу в популярные журналы (узнали из интервью). Те, кто старше, рассматривают фото скорее как подработку. За курс готовы выложить и больше 50 тысяч рублей, но напрягают отзывы — якобы, в курсах очень много воды и нет практики (из интервью, вывод — нужно больше отзывов и делать качественный промо-урок бесплатно). Информацию в основном берут из ВКонтакте, в Instagram реакции на продающие посты нет совсем. Кроме самих фотографий, аудиторию интересует дорожная карта по построению карьеры.
После исследования портрет целевой аудитории изменился — итог поможет составить план маркетинговой кампании.
Универсальной инструкции для бизнес-плана нет — в зависимости от вида бизнеса меняется и структура плана. Главное, что нужно отобразить в этом документе — результат анализа рынка, основные расходы (фонд оплаты труда, технические расходы и расходы на рекламу), точку безубыточности.
Вам нужно понять, насколько востребован будет продукт. Проще всего изучить спрос в интернете, с помощью инструмента Яндекс.Вордстат. Напишите в поисковую строку запрос, который пытаются найти в сети ваши потенциальные конкуренты. Используйте разные синонимы — «курсы по фотографии» и «школа фотографии» будут разными запросами. Сервис подскажет, сколько показов в месяц было в «Яндексе» по запросу. Кнопка «История запросов» покажет спрос в динамике.
Сначала используйте прямые запросы, которые вводят потенциальные покупатели. Затем те запросы, которые вводят люди, не интересующиеся продуктом, но потенциально подходящие под вашу целевую аудиторию.
Давайте попробуем на примере онлайн-школы фотографии. Запрос «курсы по фотографии» прямой — люди уже хотят попасть на сайт школы. Запрос «какое ISO использовать ночью» — косвенный. Он касается темы фотографии и своим содержанием показывает на новичка — профи уже знают ответ. В теории этого человека может заинтересовать онлайн-школа.
В этом разделе нужно просчитать основные расходы нового бизнеса. Они делятся на две части — разовые и периодические. Периодические расходысостоят из:
Корректируйте категории в зависимости от вашего бизнеса. Ищите направление, в котором не нужно вкладывать сразу много денег.
Составьте таблицу расходов и посчитайте общую сумму. Показываем на примере онлайн-школы рисования
Итого расходы: разовые 30 000 рублей, ежемесячные — 50 тысяч рублей
Вид расхода | Разовое вложение | Периодические |
Зарплаты сотрудникам: Бухгалтер Эксперт 1 Эксперт 2 | 3 000 / месяц 25 000 / в месяц 5 000 / месяц | |
Сайт | 10 000 | 1 000 / год |
Реклама в Яндекс | 10 000 | 3 000 / в месяц |
Реклама в ВК | 10 000 | 5 000 / в месяц |
Налоги | 5 000 / в месяц |
Итого расходы: разовые 30 000 рублей, ежемесячные — 50 тысяч рублей
Точка безубыточности — это момент, когда расходы сравнялись с доходами. В примере выше в месяц нужно потратить 50 тысяч рублей. Основной курс по фотографии в онлайн-школе стоит 10 тысяч рублей. Соответственно, чтобы достичь безубыточности, нужно продавать курс пяти слушателям в месяц. Остальное — доход. Неплохо, можно запускать.
Почитать по теме:
Бизнес, хотя бы сначала, требует активности и внимания собственника. Нужно учиться торговаться или, корректнее, уметь побеждать в переговорах. Следуйте советам из списка:
Почитать по теме:
Постоянно практикуйтесь
Чек-лист успешного бизнесмена
И не забывайте масштабировать бизнес — если ваша идея приносит доход, самое время подумать, как заработать еще. Настоящий бизнесмен никогда не останавливается на достигнутом!
Добавить комментарий