Начинать новое дело страшно. Непонятно, с чего стартовать и где искать поддержки. Мы публикуем советы предпринимателя Пола Харкинса, который создал несколько успешных стартапов, о том, что делать на старте бизнеса. Он считает, что любой предприниматель должен уметь рассказывать истории.
За свою карьеру я получил более $10 млн от частных лиц. Просто от людей, а нет от структур вроде сетей неформальных инвесторов и венчурных фондов. Последние тоже инвестировали около $100 млн, но в этой статье я расскажу о людях.
Получить деньги от людей сложнее всего. Нужен опыт, определ`нные личностные качества и честность. Не обойтись и без дара рассказчика. Вот три фактора, которые оказывают влияние на ваших потенциальных клиентов и инвесторов:
Сторителлинг — великая вещь. Каждый успешный предприниматель умеет рассказывать истории. Секрет в том, чтобы слушатели могли визуализировать ваш рассказ.
Создавая компанию Billaway, я обращался к инвесторам примерно так: «Господин инвестор, представьте, что вы бедный человек (я обычно адаптирую историю под слушателя)», который живёт в стране, где нужно работать 2–3 дня, чтобы оплатить счёт за мобильный телефон.
У вас семь братьев и сестер, и вы все ютитесь с родителями в маленьком домике с одной ванной. Родители спят в спальне, а дети — по всему дому. Представляете, как это выглядит? И вот каждую неделю, получив зарплатный чек, вы отправляетесь на велосипеде оплачивать счёт.
А теперь вообразите, что вам больше не надо никуда ездить, тратить силы и время и вообще платить. Нужно лишь ответить на несколько вопросов и спокойно пользоваться телефоном, отправлять смс и заходить в интернет. Представляете, что вы почувствуете, получив такую возможность благодаря Billaway?»
Сделать так, чтобы человек представил то, о чём вы рассказываете, важно, потому что иногда собеседник просто не понимает, что именно вы имеете в виду, например, состоятельный человек не всегда представляет, что такое бедность.
Сторителлинг — это искусство, которому можно научиться. Любой может его освоить. Но беда в том, что многие ухитряются рассказывать истории так, что не только не получают выгоду, но и вызывают неприятие у слушателя. Важно с первых слов заинтересовать человека, пробудить в нём желание узнать больше.
У вас меньше 10 секунд, чтобы завоевать внимание собеседника. Упустите время — он не станет слушать дальше. Вот что нужно обязательно сделать за этот короткий отрезок времени:
Интерес человека — 90% успеха. Эмоции воздействуют на мозг быстрее, чем факты. Об этом знает каждый, кто хотя бы раз влюблялся.Комментарий от ACCEL: Мастерство сторителлинга помогает развивать уже существующий бизнес и может стать основой для нового. Екатерина Иноземцева, основатель Free Publicity School, рассказала историю создания стартапа «Кнопка жизни» в книге «Стартап без купюр», а теперь делится с участниками курсов секретами вдохновляющих текстов, которые продают. Один из курсов так и называется «Сторителлинг». Его ведёт Ольга Дори, радиоведущая и популярный блогер.
Пусть вашу историю послушает ближний круг — родные и друзья. Если вас окружают умные люди с активной жизненной позицией, они начнут задавать вопросы. Так, вы поймёте, что именно может заинтересовать слушателей и включите ответы на вопросы в свою историю.
Но что делать, если близкие не проявляют интереса к тому, о чём вы говорите? Забросить идею? Нет, сменить круг общения. Если ваши друзья — милые, но безынициативные и годами делают одно и то же, они мешают развиваться и вам. Старайтесь общаться с успешными людьми, не бойтесь идти на контакт с теми, кто многого добился. Ваши личные отношения определяют будущие деловые связи.
Я недавно ужинал с Эрикой. У неё была прекрасная карьера в компании-производителе одежды массового сегмента. Но она решила запустить собственную линию одежды. Мы поболтали о продукте, продажах, инвестициях и корпоративной структуре.
Я стал объяснять Эрике как важно найти своего покупателя. К моему удивлению, она уже решила эту проблему. Она была частью сообщества успешных молодых людей, которые уже преуспели в этом бизнесе — работали со знаменитостями, путешествовали по миру. И они помогают Эрике начать своё дело. Ей двадцать с небольшим, а у неё уже есть группа поддержки. Это единомышленники, которые органично продвигают друг друга.
Если вы собираетесь начать бизнес, приведите в порядок личную жизнь. Кто ваши друзья? Вы самый умный среди них? Если это так, вы ничему не можете научиться, и никто не сможет или не захочет вас поддержать.
Комментарий от ACCEL
Наше окружение во многом определяет то, насколько мы успешны. Рассказывая о бизнес-сообществе единомышленников, сооснователь ACCEL Дмитрий Юрченко использует аналогию с банкой солёных огурцов, находясь в которой невозможно не просолиться.
ACCEL — это собрание единомышленников, которые поддерживают и продвигают друг друга, создают совместные бизнес-проекты в области EdTech. Например: Григорий Дудниченко, создатель курса счастливый фрилансер, сотрудничает с другими резидентами ACCEL. Он приглашает основателя школы «Супермозг» Гузель Абдулову проводить мастер-классы и помогает ей снимать качественные видеоуроки.
Перевод Александры Галимовой
Текст впервые опубликован здесь
Добавить комментарий