Кейсы 2007 0 21 декабря 2018

2 млн рублей с вебинаров. Как привлекать учеников в частную школу

Когда школа Екатерины Хлюневой оказалась на грани закрытия из-за роста тарифов, она решила использовать интернет-инструменты для более интенсивного развития дистанционного направления. За месяц с помощью продающих вебинаров удалось найти около сотни новых учеников. А landing page еженедельно приводит ей по 2-3 школьника на удалёнку.

5 850 000
Заработано в Акселераторе
8 месяцев
В проекте Акселератор

Екатерина Хлюнева пришла в систему образования в 1986 году. Тридцать лет назад в школах только появился новый предмет — основы информатики и вычислительной техники, и её пригласили в одно из заведений учить детей программированию. В то время классы не были оснащены компьютерами — их заменяли тетради и доска, а алгоритмический язык учили по учебнику. Но именно в эти непростые годы своей профессиональной деятельности Екатерина набралась опыта, и его оказалось достаточно для того, чтобы спустя 10 лет уйти из муниципальной школы сразу в бизнес. В 1997 году она открыла в Дзержинске частную школу имени Н.И. Лобачевского, которая работает до сих пор.

Обучение на удалёнке

Последние три года Екатерина пробует развивать дистанционное отделение при очной школе — для учеников, находящихся на заочной и семейной формах обучения. Впрочем, новая глава в жизни школы имени Н.И. Лобачевского началась с одного ученика — родители попросили перевести его на удалёнку. Для Екатерины такой запрос стал неожиданным, но она разглядела в онлайн-формате перспективы. И вот уже нынешний учебный год стал для её дистанционного отделения четвёртым.

В рамках нового формата обучения ученик еженедельно получает видеоконсультации по основным предметам через виртуальный личный кабинет на платформе «ЯКласс». После просмотра видеоматериала он может выполнить домашние задания, которые лично формирует и проверяет учитель. Оценки выставляются в федеральную сеть Дневник.ру. В конце четверти проводятся контрольные, а в мае — годовые работы по всему учебному плану. Таким образом, создаётся иллюзия полноценной школы, только ученик проходит уроки тогда, когда ему удобно. Физическое присутствие в школе необходимо только в рамках проведения госэкзаменов в 9 и 11 классах. В частную школу, которую открыла Екатерина, последний раз на экзамены приезжали дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Казахстана и даже ОАЭ и Канады.

По словам предпринимательницы, дистанционное обучение в рамках её школы стало логичным продолжением развития офлайн-формата.

Заведение имеет все необходимые документы: бессрочную лицензию, свидетельство об аккредитации. И для того, чтобы выйти в онлайн, достаточно было внести только изменения в устав, предварительно изучив законодательство и создав все необходимые внутренние документы. Но сложностей избежать всё равно не удалось.

Проблемы дистанционного образования

Екатерина вышла в онлайн, имея за плечами многолетний учительский и управленческий опыт. Одно время ей даже довелось руководить департаментом образования. Но четыре года назад возник риск закрытия очной школы — выросли тарифы на коммунальные услуги, и денег от учеников перестало хватать на то, чтобы компенсировать все затраты. «Я понимала, что нужно что-то придумать, чтобы поддержать школу,— вспоминает то время Екатерина. — Ведь я не могу повысить оплату за обучение, потому что моя школа находится в провинции. Так я решила развивать дистанционное направление. И первая задача, с которой я столкнулась, — надо увеличивать численность учеников. А в интернете предлагают только сайт в топ продвинуть».

Хорошо разбираясь в тонкостях офлайн-бизнеса, в интернете Екатерина потерялась — новое направление ей приходилось развивать буквально «на ощупь». «Мы продвигались через Яндекс.Директ и статьи в специализированных изданиях, но нужного результата не достигали», — рассказывает она. Был опыт сотрудничества с местной телекомпанией, но шесть отснятых сюжетов привели всего двух учеников.

Екатерина Хлюнева
Екатерина Хлюнева

По-прежнему помогало сарафанное радио — благодаря ему школа пополнилась учениками из других школ, регионов и даже стран. Возникла необходимость в разработке стратегии продвижения, но как это сделать, когда на рынке онлайн-образования уже зарекомендовали себя крупные конкуренты? Подобные услуги предлагает сегодня много школ, но в большинстве случаев у них нет ни очных учеников, ни здания, ни помещения, а зачастую и лицензии на образовательную деятельность.

Проблема рынка — в отсутствии каких-либо нормативных требований к дистанционным школам, считает Екатерина. Такие проекты могут называться школами, а по сути иметь в активе один кабинет. «Но, если я сейчас решу закрыть очную школу, чтобы заниматься только дистанционной, я потеряю и лицензию, и аккредитацию», — объясняет разницу Екатерина.

Ещё одна проблема — нехватка педагогов. Сегодня в штате школы имени Н.И. Лобачевского более 20 человек, они задействованы и в очном, и в дистанционном образовании. Для освоения нового формата требуются молодые кадры, но Дзержинск — город маленький, и найти подходящих педагогов здесь не так просто: молодёжи не хватает знаний, а преподаватели с именем не хотят осваивать инновационные методы.

Несмотря на трудности, в этом году Екатерина всё же ввела некоторые новшества — онлайн-уроки в живом эфире. На них разбираются типовые ошибки, которые ученики допускают при выполнении домашних заданий. Она уверена, что в онлайн-формат также можно перевести лабораторные работы и консультации по подготовке к контрольной работе.

Результаты обучения в Акселераторе

В поисках знаний в области современных технологий в июле 2018 года Екатерина пришла учиться в Акселератор онлайн-школ ACCEL. Она точно сформулировала проблему, которую ей предстоит решить. Поскольку частная школа нацелена на наращивание объёмов и привлечение большего количества учеников, дистанционное отделение, практически не требующее затрат, может сыграть в этом процессе ключевую роль. Нужно только найти эффективные инструменты, с помощью которых получится донести информацию о школе до целевой аудитории в интернете.

В августе, на момент запуска первых продающих вебинаров, в дистанционной школе Екатерины училось 135 учеников. Она наняла фрилансеров на настройку рекламных кампаний в соцсетях и начала раскручивать рекламу онлайн-встречи с директором дистанционной школы. Всего в рекламу было вложено 60 тыс. рублей.

По итогам этой кампании удалось провести четыре встречи. Продажи осуществлялись не на вебинаре, а после него: слушателям предлагалась скидка при условии, что они успеют оплатить обучение в течение 48 часов. После вебинара с потенциальными клиентами связывались по телефону, оформляли с ними договора, отвечали на дополнительные вопросы. В результате такой активности в онлайне на дистанционное обучение поступило ещё 88 учеников. Спустя 2,5 месяца обучения Екатерины в Акселераторе общее количество учеников на удалёнке составило 245.

С учётом того, что обучение на год стоит 24 тыс. рублей, серия из четырёх вебинаров позволила Екатерине заработать 2 млн 112 тыс. рублей.

После этого Екатерина запустила посадочный лендинг для сбора заявок. Как только кто-то регистрируется, с ним сразу же связываются по телефону. В неделю благодаря лендингу оформляется по 2-3 ученика. Принимать детей на обучение школа может в любое время в течение года.

Несостоявшийся онлайн-курс

После успешного запуска серии вебинаров Екатерина попыталась освоить более сложный формат — онлайн-курсы. Она решила стартовать в наиболее востребованной, как ей казалось, нише — подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Но результаты разочаровали.

Старт онлайн-курсов был намечен на 7 сентября. Перед этим Екатерина запланировала провести вебинар. На него было оставлено 140 заявок. «Но по факту присутствовало 8 человек, причём все они оказались учениками моей дистанционной школы, которым я обещала скидку на обучение», — удивляется Екатерина. Когда попытались разобраться с причиной провала, выяснилось, что вовремя не сработал сервис рассылки писем с приглашением на вебинар. Тогда сделали вторую попытку — и результаты оказались ещё хуже: всего было собрано порядка 80 заявок, но обзвон по ним показал, что люди вообще не готовы платить за курс. Общение с коллегами, которые пытались запустить онлайн-курсы в аналогичной нише, не прояснили ситуацию. Казалось бы, ОГЭ и ЕГЭ для школьников неминуемы, но покупать обучение даже со скидками потенциальные клиенты почему-то не спешат.

Скриншот сайта школы имени Н.И. Лобачевского
Скриншот сайта школы имени Н.И. Лобачевского

«Результаты работы в онлайне у меня есть, но как собрать именно онлайн-школу для меня пока остаётся загадкой», — признаётся Екатерина. Возможно, для начала нужно попробовать сменить нишу. И Екатерина готова это сделать — идей у неё много. Например, она всерьёз задумывается о том, чтобы открыть онлайн-школу грамотности. На бумаге этот курс уже разработан, осталось только записать видеоуроки.

Российский рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

По данным Нетологии-групп, сегмент онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ занимает значительную долю на рынке дополнительного школьного образования, которое по прогнозам экспертов к 2021 году достигнет 6,9 млн человек.

Несмотря на то, что большинство школьников дополнительно занимается для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, 60% обучающихся по онлайн-программам параллельно работают с репетиторами в офлайн и онлайн-форматах.

Специалисты оценивают рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в 1,5 млрд рублей в год. Однако доля онлайна в денежном выражении составляет не более 7% от этого рынка. Основная доля остаётся за офлайн-занятиями с репетиторами и очными курсами.

И всё же эксперты считают, что у проектов по созданию полноценных, лицензированных онлайн-школ есть перспективы.

Комментарий Арсения Филина, основателя онлайн-школы GrandExam

Крупные игроки на рынке онлайн-образования остались те же — «Фоксфорд» и MAXIMUM. Небольшие проекты появляются и исчезают. «Яндекс» пытался войти в эту сферу — в прошлом году он запустил совместный проект с издательством «Просвещение», но значительную долю рынка занять не смог. Возможно, в этом году что-то изменится.

Появляется много личных онлайн-школ от отдельных преподавателей: они набирают группы по 100-200 человек и готовят их к экзамену.

Основных критериев успеха для развития подобных проектов два: квалифицированные преподаватели и сильная команда, которая готова долго и упорно работать над проектом.

Первая и основная сложность, с которой может столкнуться предприниматель, работающий в сфере онлайн-подготовки учеников, — как найти клиентов, вернее даже — как убедить родителей, что твой продукт действительно будет полезен их детям. Всё-таки большинство людей по-прежнему доверяют только индивидуальным репетиторам. Задача организаторов курсов — показать, что их преподаватели могут дать ребёнку больше, чем среднестатистический репетитор. И сейчас есть прекрасные возможности для этого — например, открытые мастер-классы в соцсетях.

Вторая большая проблема — это юридические вопросы, взаимодействие с ФНС. Нужно быть готовым к установке и интеграции онлайн-кассы, нужно продумывать, как оформить взаимоотношения с сотрудниками. Этот вид деятельности подразумевает лицензирование при наличии наёмных преподавателей, наличие подходящего помещения, учебных программ и т.д. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, новичку придётся потратить много времени и сил.

Яна Аржанова
Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подарок
Скачайте пошаговый PDF-план и узнайте, как вам создать собственную онлайн-школу с нуля. Вы убедитесь, что запуск успешной онлайн-школы напоминает сборку конструктора LEGO.

Еще кейсы   Все кейсы

Попишитесь на нас в соцсетях: