Онлайн-образование: тренды и перспективы

31.10.2018 1586 0
2 5 - Онлайн-образование: тренды и перспективы
Главная / Полезное-интересное / Онлайн-образование: тренды и перспективы

Что ждет рынок онлайн-образования в России и мире, какие перспективы у онлайн-школ на отечественном рынке и почему именно сейчас стоит запускать свой проект в этой сфере? Результаты исследования.

Онлайн-образование стремительно развивается как в мире, так и в России. В конце 2016 года Нетология-групп, ФРИИ, ВШЭ и другие компании провели обширное исследование российского рынка EdTech, сравнили его с мировым рынком онлайн-образования и обозначили основные тренды развития в 2017-2021 гг. В этой статье рассмотрим глобальные тренды и тенденции в разных сегментах EdTech.

Глобальные тренды

Основные тренды в мировом онлайн-образовании так или иначе связаны с развитием компьютерных технологий и повышением разнообразия и доступности образования. На российском рынке, который по самому скромному сценарию будет расти на 20% в год в ближайшие три-пять лет, наблюдаются аналогичные тенденции.

Адаптивное обучение

К настоящему моменту онлайн-обучение прошли десятки миллионов пользователей интернета. Полученные большие данные — возможность выявить закономерности и оптимизировать процесс обучения и контент. Анализ учебной деятельности каждого обучающегося позволяет обнаружить особенности его восприятия и памяти, слабые стороны, типичные ошибки и непонимание определенных разделов программы для создания гибкого индивидуального образовательного маршрута, повышения вовлеченности и качества образования.

Исследование McKinsey в университете Аризоны (2014 г.) показало, что применение адаптивных технологий привело к снижению количества студентов, бросающих учебу (на 7%).

Разработка инструментов диагностики психологического состояния, когнитивных поведенческих особенностей — одно из перспективных направлений в адаптивном обучении. Не исключено, что появится новый вид больших данных — emotion data. Уже сейчас ведутся разработки программ, которые анализируют эмоциональный отклик студентов и подбирают соответствующий интерфейс.

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR)

Этот тренд на протяжении последнего десятилетия активно развивается в области культуры, образования и туризма.

Исторический музей Чикаго и Чикагский институт искусств выпустили бесплатное приложение Chicago 0,0, которое знакомит жителей города и туристов с историей города. Они могут увидеть, каким раньше было место, в котором находится обладатель смартфона.

Интернет-классы с виртуальной средой применяют Массачусетский технологический институт (MIT) и Стэнфорд. Эта технология способствует тесному общению студентов, живущих на разных континентах.

VR-технологии применяют и в обучении прикладным специальностям

Ученые университета Кейс Вестерн Резерв и врачи Кливлендской клиники работают над созданием голографической трехмерной среды для изучения анатомии.

Виртуализация обучения проникает в различные сегменты EdTech и в России.

Российский проект MEL Science, вышедший на международный рынок, позволяет изучать структуру вещества изнутри онлайн.

Оборот мирового рынка виртуальной реальности к 2020 году достигнет $80 млрд. И онлайн-образование — одно из перспективных направлений для применения AR и VR.

Микрообучение

Микрообучение — изучение материала дробными порциями, разделение большой специальности или курса на мини-программы. Многолетние вузовские программы слишком громоздкие. Они часто содержат неактуальные данные и перенасыщены теорией. Сегодня на рынке труда больше ценятся сертификаты, подтверждающие наличие узкого навыка. Уникальный профессиональный портрет сотрудника складывается не просто из диплома и опыта, но и из сертификатов мини-курсов.

Платформа Coursera проводит так называемые micro-credentials — микрокурсы для освоения конкретных навыков в определенных областях.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Искусственный интеллект уже активно используется в онлайн-обучении, а в будущем станет одним из ее главных элементов. AI пусть пока не может полностью заменить преподавателя, но вполне способен выполнять функции ассистента.

В университете Дикина (Австралия) запустили онлайн-сервис консультации студентов в режиме 24/7 на основе когнитивной самообучающейся системы IBM Watson.

Геймификация

Сегодня лишь небольшая часть целевой аудитории EdTech может полноценно обучаться в традиционном формате. Все больше востребована модель edutainment (англ. образование+развлечения), в том числе, и у взрослой аудитории. Посредством игровых механик можно дольше удерживать внимание, а соревновательный элемент повышает мотивацию и вовлеченность.

А что в России?

Ведущие игроки российского рынка EdTech уже сегодня строят свою деятельность в соответствии с мировыми трендами. Приведем несколько примеров.

Искусственный интеллект и адаптивное обучение

Самый крупный игрок российского рынка онлайн-образования — школа английского языка SkyEng. Она входит в рейтинг 20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes — ее капитализация превышает $100 млн. Эта онлайн-школа изначально создавалась на стыке традиционной методики преподавания английского и IT. В занятиях принимают участие не только учитель и ученик, но и искусственный интеллект, что позволяет применять адаптивное обучение. Каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи. В результате, учитель знает, каков пассивный и активный словарный запас студента, и в чем заключаются его типичные ошибки, а программа адаптируется под индивидуальные потребности.

Отметим, однако, что формат SkyEng не вполне соответствует формату онлайн-школы. По сути, это преподавание языка по скайпу, в ней не используется часть инструментов полноценных онлайн-школ.

VR и AR

В корпоративном университете Сбербанка активно используют VR и AR симуляции для моделирования ситуаций, в которые попадает клиент. Такой подход оказался настолько эффективным, что Сбербанк открыл собственную лабораторию виртуальной и дополненной реальности.

Геймификация

Акселератор онлайн-школ ACCEL, проект с ежемесячной выручкой более 80 млн рублей, внедряет геймификацию в образовательный процесс прежде всего потому, что в процессе игры знания усваиваются проще и естественнее. Людей объединяют в кланы, пары и команды, оценивают их успехи с помощью баллов, прогресс-баров и призов. В процессе игры повышается мотивация за счет соревновательного компонента и нежелания подвести товарищей.

В Акселераторе 80% резидентов доходят до результата, в то время как у массовых онлайн-курсов,  в которых нет элементов игры и адаптивного обучения, лишь 2-4% достигают конечной цели.

Микрообучение

Этот тренд поддерживают многие лидеры российского EdTech:

  • Нетология (входит в рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes с капитализацией $72 млн) и Geek Brains (на портале 2,5 млн пользователей) — школы, обучающие интернет-профессиям. Однако у каждой из них есть и микро-курсы для начинающих и опытных специалистов.
  • Языковые школы, такие как LinguaLeo (у ресурса 17,5 млн зарегистрированных пользователей, из них 3 млн активных) и SkyEng не только обучают иностранным языкам, планомерно повышая уровень студентов, но и предлагают специализированные курсы по подготовке к школьным и международным экзаменам, бизнес и тематические программы.
  • Российские MOOC-платформы, например, Лекториум (около  5 млн пользователей) и Открытое образование (более 10 млн пользователей), предлагают десятки курсов по разным тематикам, от машинного обучения до истории Востока.

Тренды по сегментам рынка

Сегодня EdTech стремительно развивается в сегментах высшего и профессионального образования. Во многом это происходит из-за роста популярности обучения длиною в жизнь (англ. life-long learning). Однако значительный потенциал роста и у дошкольного, школьного и корпоративного образования. Глобализация стимулирует рост рынка изучения иностранных языков, а ОГЭ и ЕГЭ — высокий спрос на услуги репетиторов.

Дополнительное профессиональное образование

Этот сегмент можно условно разделить на обучение b2b (корпоративные тренинги) и b2c (дополнительное образование, которые клиенты оплачивают самостоятельно). Доля онлайна здесь выше, чем в других сегментах (около 10% от аудитории сегмента и 7% от объема рынка), и она увеличится на 40-50% к 2021 году.

Тренды:

  • Сотрудничество онлайн-школ с организациями, которые могут нанять выпускников курсов.
  • Смешанное обучение (онлайн+оффлайн) для руководителей.

Дошкольное образование

Доля частного бизнеса в дошкольном образовании составляет 9,7%, а онлайн-образование — 0,1% (0,6 млрд рублей). К 2011 году этот процент увеличится до 0,3% (1,7 млрд руб.).

Целевая аудитория — родители и дети, которые недовольны традиционным дошкольным образованием (их много — более 60% дошкольников посещают различные кружки и секции) и те, кто не ходит в детский сад (3,4 млн человек).

Основные тренды:

  • Развивающие курсы с видеоконтентом, в частности, по подготовке к школе.
  • Игровые тренажеры.
  • Подписная модель.

Общее среднее образование

Частных школ в России немного — всего 1,8%. Однако в денежном выражении это 5% рынка. Рынок электронного образовательного контента всего 200 млн руб. в год (всего 0,03% рынка общего среднего образования). К сожалению, это одна из наименее перспективных шиш в российском EdTech. Масштабированию онлайн-бизнеса в этой нише мешают законы: чтобы открыть общеобразовательную школу, нужна лицензия.

Основные тренды:

  • Повышение компьютерной грамотности учителей.
  • Интегрирование онлайн-курсов в школьную программу.

Дополнительное школьное образование

Потенциал EdTech в дополнительном образовании школьников значительно выше, чем в общем. К 2021 году количество школьников, получающих дополнительное образование, достигнет 7 млн человек. Доля онлайн-образование на данном рынке — 2,7%(3,5 млрд) руб., а к 2021 году она увеличится до 6,8% (10, 1 млрд руб.).

Важный тренд:

  • Создание лицензированных онлайн-школ дополнительного образования.

Основные игроки рынка дополнительного школьного образования:

  • Интернет-платформы.
  • Онлайн-экстернаты.
  • Библиотеки контента.
  • Агрегаторы услуг репетиторов.

В этом сегменте актуальны разные модели монетизации:

  • Доступ к библиотеке.
  • Оплата за единицу контента.
  • Прямые продажи онлайн-тренингов и курсов.
  • Комиссионные платежи — у агрегаторов.
  • Абонементы.

Высшее профессиональное образование

В высшем профессиональном образовании наблюдаются два разнонаправленных вектора изменений:

  • Снижение доли частного образования из-за перехода учащихся в систему среднего профессионального образования.
  • Увеличение доли онлайн-образования (с 1,8% (6,8 млрд руб.) в 2016 г. до 4,4% (14,7 млрд руб.) в 2011 г.).

Рост онлайн-сегмента мог бы быть еще более стремительным, если бы не ряд препятствий:

  • Недостаточная готовность сотрудников вузов.
  • Сложности с перестройкой инфраструктуры.
Основной тренд:

  • Blended learning (англ. смешанное обучение — онлайн+оффлайн).

Среднее профессиональное образование

К 2021 году количество студентов в частном секторе среднего профессионального образования в этом сегменте вырастет на 47%, а доля учащихся в онлайн-сегменте — на 250%.

Некоторые ограничения в этом сегменте связаны с приказом Минобрнауки РФ от 20.01.2014 №22 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». В перечне 207 профессий и 109 специальностей. Удивительно, что наряду с судоводителем в списке значатся делопроизводитель и архивариус.

Тренды:

  • Обучение специальностям XXI века.
  • Интеграция отдельных онлайн-курсов в программы среднего специального образования.

Комментарий от ACCEL:

Оптимистичные прогнозы роста онлайн-участия практически во всех форматах онлайн-образования открывают почти безграничные перспективы для создания бизнеса в EdTech в ближайшие 2-3 года.

Добавим немного конкретики к данным исследования и расскажем о перспективных нишах в онлайн-образовании:

  • Ниши, связанные с освоением новых профессий. Мир меняется и высшее образование не успевает за потребностями рынка в квалифицированных кадрах.

Например, Гузель Абдулова готовит тренеров нейрофитнеса и брейн-тренеров, а в ACCEL можно получить профессию продюсера онлайн-школы.

  • Способствующие повышению уровня образования (дополнительные занятия по школьным предметам, расширение компетенций в своей профессии) и другие, помогающие улучшить свое социальное и финансовое положение.

Например, Оксана Сударева открыла онлайн-школу английского языка Level+, и уже стартовый курс принес ей более 400 тыс. рублей.

  • Тренинги личностного роста, курсы по устройству личной жизни.

В этой нише лучше всего продаются курсы, связанные с личной историей. Супруги Ляшенко создали онлайн-школу семейных отношений, где делятся секретами прочного брака.

  • ЗОЖ  — все, что связано со спортом, здоровым питанием и обретением психологической устойчивости.

Евгений Фазлеев заработал свой первый миллион уже на стартовом курсе школы йоги.

  • Дополнительное образование для детей, не связанное со школой. У современных родителей популярны курсы, которые расширяют кругозор, тренируют память, логику, мелкую моторику и прочие полезные навыки. Фавориты дошкольников и младших школьников — лепка, шахматы, ментальная арифметика и скорочтение.

Например, Онлайн-школа каллиграфии Анастасии Камаевой, которая популярна среди детей и взрослых.

К настоящему моменту резиденты ACCEL открыли более 2000 прибыльных онлайн-школ в разных нишах. Почему бы и вам не воспользоваться моментом, когда рынок быстро растет, а законы более чем лояльны к онлайн-образованию и онлайн-школу можно открыть с минимальными вложениями? Не знаете с чего начать? Приходите на бесплатный вебинар основателей ACCEL Сергея Капустина и Дмитрия Юрченко «Как открыть свою онлайн-школу, продюсировать себя и своего эксперта».

comments powered by HyperComments

Чтобы отслеживать новости и тренды в онлайн-образовании, подписывайтесь на наш телеграм-канал

ЧТО ЧИТАЮТ

Автор статьи

admin1