Пройдитесь по этому списку и срочно исправьте ошибки, если нашли их в своей онлайн-школе — каждый пункт из списка ведёт к уменьшению дохода, к проблемам в продвижении, к нехватке времени и мотивации.
Наверное, это одна из главных ошибок на старте. Когда человек изучает ниши и думает, в какой сфере ему начать заниматься, он ищет отрасль, где совсем нет конкурентов. В такой линии поведения есть две проблемы:
Намного лучше, если в вашей нише уже есть активные игроки. Вам останется только изучить их продукт, понять, какие потребности есть у целевой аудитории и сделать свой курс лучше — эффективнее, понятнее, удобнее.
Начинающий предприниматель боится остаться без клиентов. Из-за этого страха появляются проекты, нацеленные на слишком широкую аудиторию.
Слишком широко | Хорошо |
Научим готовить всё, от простых бутербродов до изысканных десертов. | Обучаем начинающих кондитеров — вместе с нашими поварами за 12 занятий вы сделаете 12 десертов на любой вкус. |
Учим фотографировать | Школа студийной фэшн-фотографии — научитесь делать снимки для глянцевых журналов |
Стань программистом | Научим верстать — от простых сайтов до динамичных приложений |
Если следовать примерам из колонки «Хорошо», вы получите аудиторию, которая сразу понимает, что именно будет на курсах. И решение о покупке будет осознанным — меньше шанс обмануть ожидания клиентов.
Попробуйте «докрутить» нишу способом, который предлагает Accel. Любое из направлений можно рассмотреть в нескольких разрезах:
Подробнее о подходах к проверке ниши для онлайн-школы читайте в нашей статье.
Начинающий предприниматель решает открыть онлайн-школу, но сначала надо подготовиться:
Проходит месяц. Полгода. Год. Мотивация снижается, деньги потрачены, все наработки летят в мусорку.
Важно — не тратьте слишком много времени на подготовку.
Вместо этого используйте принцип MVP — минимально жизнеспособного продукта. Лучше сначала запустить курс, получить первую прибыль и на эти деньги решать появляющиеся проблемы.
Простой пример такого подхода — онлайн-школа в конкурентной нише английского языка. Резидент Accel Оксана Сударева проводит урок, собирает обратную связь и следующий урок создаёт уже с учётом замечаний от слушателей — так получается действительно эффективный курс, которые закрывает настоящие потребности. Вот подробная история о запуске проекта Level+.
Чтобы запустить успешную онлайн-школу, нужно успеть многое:
Онлайн-школы — это не небольшой проект или подработка. Чтобы сделать проект успешным, стоит относится к нему как полноценному бизнесу. И учиться делегированию.
Другое дело, что в онлайн-образовании нет нужды снимать офис и нанимать сотрудников на полный рабочий день. Многие задачи закрываются фрилансерами. Читайте нашу инструкцию о том, где найти подрядчиков для выполнения разных задач — это поможет освободить время на более важные дела и не отвлекаться на операционные процессы.
В современных онлайн-школах принято разделять ключевые роли в бизнесе. Эффективнее всего подходить к процессам с двух сторон:
Эксперт — человек, который занимается содержанием курса и развивает личный бренд;
Продюсер — «менеджер» курса, настраивает процессы, продвигает школу и заботится о сотрудниках.
Это хорошо с практической точки зрения — на продвижение курса приходится тратить много материальных и моральных сил. Поэтому если вы решили выступать одновременно в двух амплуа, после всех подготовительных работ вашей мотивации на создание самого курса может и не хватить. Вместо этого лучше изучите истории, в которых с помощью партнёрства эксперт и продюсер сделали онлайн-школу и вышли на хороший стабильных доход. И ищите партнёра.
Читайте подробнее о том, как опытный продюсер может повлиять на успех онлайн-бизнеса.
Посмотрите лендинги успешных онлайн-школ — большинство из них предлагает несколько пакетов обучения. Это маркетинговый приём, который отлично работает в сфере услуг. Главное использовать его правильно.
Неправильный путь тут — пытаться спрятать часть контента в более дорогой пакет. Каждый ваш ученик вправе получить всю информацию из онлайн-школы. Вместо этого продавайте бонусы. Например, самый дешёвый пакет — это просто набор роликов. Средний по цене — плюс проверка домашних заданий. В VIP-пакете предлагайте персональные консультацию или вовсе офлайн-встречу.
Старайтесь придумывать оригинальные и полезные бонусы. Например, для школы финансов офлайн-встреча может и не пригодится. Для курсов по фотосъемке такой пункт станет важным доводом к покупке пакета.
Когда пользователь увидит три предложения вместо одного и сравнительную таблицу пакетов, он:
К этой ошибке владельцы онлайн-школы приходят после первого-второго успешного запуска. На счёте оказываются первые сотни тысяч, основные проблемы решены — казалось бы, можно выдохнуть и расслабиться. И потерять деньги.
Дело в том, что закончившие ваш курс довольные студенты наверняка захотят продолжения:
Если у вас появилась довольная продуктом аудитория, продолжайте работать с ней. Расширяйте каталог курсов, делайте продвинутые варианты или вовсе смотрите на другие тему. Главное — постоянно развивайтесь, это правило бизнеса.
Если вы будете использовать только один источник потенциальных клиентов, то совсем скоро канал может иссякнуть. Как это работает на примере с таргетированной рекламой:
Решение этой проблемы — постоянный поиск новых источников трафика на ваши площадки.
С этой проблемой часто сталкиваются новички в онлайн-образовании. Казалось бы, сделан отличный курс, подготовлен красивый лендинг, работает автовебинар. Но регистраций на мастер-класс нет, хуже того — конверсия из слушателя в покупателя после онлайн-встречи с экспертом стремится к нулю.
Ошибкой может стать некачественное исследование целевой аудитории. Проще говоря, вы нашли востребованную нишу, но не до конца понимаете, что именно нужно потенциальным покупателям. Например, позиционируете курс как источник информации для тех, кто хочет научиться фотографировать. А людям нужны не просто навыки — они хотят после занятий стать востребованными фотографами и зарабатывать.
Когда на вебинаре выясняется, что уроки «не про это», люди просто уходят.
Выход из такой ситуации — проведение проблемных интервью. Найдите несколько человек, которые потенциально могут стать вашими клиентами. Это могут быть знакомые и друзья, подписчики из групп по интересам в социальных сетях, люди, которые оставили заявку на вебинар.
Не спрашивайте у них, что они хотели бы видеть на курсе. Наоборот, попросите рассказать про неудачный опыт онлайн-обучения. Или поделиться опасениями — может быть, они не идут на курсы из-за того, что их якобы могут обмануть?
Прочитайте книгу о проведении проблемных маркетинговых интервью «Спросите маму» Роберта Фитцпатрика — в ней описаны основные схемы построения вопросов.
Наконец, самое важное. Если ваша школа не обещает людям трансформацию — все усилия по построению маркетинговых стратегий, аналитике и привлечению клиентов будут бесполезны. Люди хотят учиться в онлайне не просто ради знаний — их они могут почерпнуть и из учебников.
Важны изменения, которые произойдут в их жизни после курса. Человек занимается скучной работой и хочет не просто научиться фотографировать — он хочет получить новую интересную профессию, хочет жить иначе. Другой хочет не просто набор рецептов — он хочет радовать близких кулинарными шедеврами и, в перспективе, научиться зарабатывать на своём любимом хобби.
Когда вы только анализируете ниши и создаёте онлайн-курс, делайте контент не просто полезным. Думайте, как создать уроки, которые изменят жизни людей к лучшему.
Если отвечаете на 1–2 вопроса «Да», путь будет намного сложнее. Если на 3–5 — возможно, удача поможет вам сделать успешную онлайн-школу. Больше пяти — скорее всего, ваша школа принесёт только убытки.
Добавить комментарий