Что ждет рынок онлайн-образования в России и в мире, какие перспективы у онлайн-школ на отечественном рынке и почему именно сейчас стоит запускать свой проект в этой сфере? Рассмотрим результаты исследования.
Онлайн-образование, другими словами EdTech, стремительно развивается как в мире, так и в России. В конце 2016 года Нетология-групп, ФРИИ, ВШЭ и другие компании провели обширное исследование российского рынка EdTech, сравнили его с мировым рынком онлайн-образования и обозначили основные тренды развития в 2017-2021 гг. В этой статье рассмотрим глобальные тренды и тенденции в разных сегментах EdTech.
Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий и повышением разнообразия и доступности образования. На российском рынке, который по самому скромному сценарию будет расти на 20% в год в ближайшие три-пять лет, наблюдаются аналогичные тенденции.
К настоящему моменту онлайн-обучение прошли десятки миллионов пользователей интернета. Полученные большие данные — возможность выявить закономерности и оптимизировать процесс обучения и контент. Анализ учебной деятельности каждого студента позволяет выявить особенности его восприятия и памяти, слабые стороны и типичные ошибки. На основе этих данных можно создать гибкий индивидуальный образовательный маршрут, чтобы повысить вовлечённость и качество образования.
Исследование McKinsey в университете Аризоны (2014 г.) показало, что применение адаптивных технологий снизило количество студентов, бросающих учебу, на 7%.
Разработка инструментов диагностики психологического состояния, когнитивных поведенческих особенностей — одно из перспективных направлений в адаптивном обучении. Не исключено, что появится новый вид больших данных — emotion data. Уже сейчас ведутся разработки программ, которые анализируют эмоциональный отклик студентов и подбирают соответствующий интерфейс.
Этот тренд на протяжении последнего десятилетия активно развивается в области культуры, образования и туризма.
Оборот мирового рынка виртуальной реальности к 2020 году достигнет $80 млрд. И онлайн-образование — одно из перспективных направлений для применения AR и VR.
Микрообучение — изучение материала дробными порциями, разделение большой специальности или курса на мини-программы. Многолетние вузовские программы слишком громоздкие. Они часто содержат неактуальные данные и перенасыщены теорией. Сегодня на рынке труда больше ценятся сертификаты, подтверждающие наличие узкого навыка. Уникальный профессиональный портрет сотрудника складывается не просто из диплома и опыта, но и из сертификатов мини-курсов. Платформа Coursera проводит так называемые micro-credentials — микрокурсы для освоения конкретных навыков в узких областях.
Искусственный интеллект уже активно используется в онлайн-обучении, а в будущем станет одним из ее главных элементов. AI (artificial intelligence) пусть пока не может полностью заменить преподавателя, но вполне способен выполнять функции ассистента. В университете Дикина (Австралия) запустили онлайн-сервис консультации студентов в режиме 24/7 на основе когнитивной самообучающейся системы IBM Watson.
Сегодня лишь небольшая часть целевой аудитории EdTech может полноценно обучаться в традиционном формате. Все больше востребована модель edutainment (англ. образование+развлечение), в том числе и у взрослой аудитории. Посредством игровых механик можно дольше удерживать внимание, а соревновательный элемент повышает мотивацию и вовлечённость.
Ведущие игроки российского рынка EdTech уже сегодня строят свою деятельность в соответствии с мировыми трендами. Приведем несколько примеров.
Самый крупный игрок российского рынка онлайн-образования — школа английского языка SkyEng. Она входит в рейтинг 20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes — ее капитализация превышает $100 млн. Эта онлайн-школа изначально создавалась на стыке традиционной методики преподавания английского и IT. В занятиях принимают участие не только учитель и ученик, но и искусственный интеллект, что позволяет применять адаптивное обучение. Каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи. В результате учитель знает, каков пассивный и активный словарный запас студента, и в чем заключаются его типичные ошибки, а программа адаптируется под индивидуальные потребности.
Отметим, однако, что формат SkyEng не вполне соответствует формату онлайн-школы. По сути, это преподавание языка по скайпу, в ней не используется часть инструментов полноценных онлайн-школ.
В корпоративном университете Сбербанка активно используют VR и AR симуляции для моделирования ситуаций, в которые попадает клиент. Такой подход оказался настолько эффективным, что Сбербанк открыл собственную лабораторию виртуальной и дополненной реальности.
Акселератор онлайн-школ ACCEL, проект с ежемесячной выручкой более 80 млн рублей, внедряет геймификацию в образовательный процесс прежде всего потому, что в процессе игры знания усваиваются проще и естественнее. Людей объединяют в кланы, пары и команды, оценивают их успехи с помощью баллов, графиков прогресс и призов. В процессе игры повышается мотивация за счет соревновательного компонента и нежелания подвести товарищей.
В Акселераторе 80% резидентов доходят до результата, в то время как у массовых онлайн-курсов, в которых нет элементов игры и адаптивного обучения, лишь 2-4% достигают конечной цели.
Хотите узнать, как быстрее достичь результата и открыть собственную онлайн-школу? Приходите на наш бесплатный мастер-класс «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Регистрируйтесь сейчас, получите пошаговый PDF-план запуска и ответы на все ваши вопросы о бизнесе в онлайн-образовании.
Этот тренд поддерживают многие лидеры российского EdTech:
Сегодня EdTech стремительно развивается в сегментах высшего и профессионального образования. Во многом это происходит из-за роста популярности обучения длиною в жизнь (англ. life-long learning). Однако значительный потенциал роста и у дошкольного, школьного и корпоративного образования. Глобализация стимулирует рост рынка изучения иностранных языков, а ОГЭ и ЕГЭ — высокий спрос на услуги репетиторов.
Этот сегмент можно условно разделить на обучение b2b (корпоративные тренинги) и b2c (дополнительное образование, которые клиенты оплачивают самостоятельно). Доля онлайна здесь выше, чем в других сегментах (около 10% от аудитории сегмента и 7% от объема рынка), и она увеличится на 40-50% к 2021 году.
Тренды:
Доля частного бизнеса в дошкольном образовании составляет 9,7%, а онлайн-образование — 0,1% (0,6 млрд рублей). К 2021 году этот процент увеличится до 0,3% (1,7 млрд рублей). Целевая аудитория — родители, которые недовольны традиционным дошкольным образованием (более 60% дошкольников посещают различные кружки и секции) или не отдают детей в детский сад (3,4 млн человек).
Основные игроки рынка дошкольного образования:
Частных школ в России немного — всего 1,8%. Однако в денежном выражении это 5% рынка. Рынок электронного образовательного контента всего 200 млн руб. в год (всего 0,03% рынка общего среднего образования). К сожалению, это одна из наименее перспективных ниш в российском EdTech. Масштабированию онлайн-бизнеса в этой нише мешают законы: чтобы открыть общеобразовательную школу, нужна лицензия.
Основные тренды:
Потенциал EdTech в дополнительном образовании школьников значительно выше, чем в общем. К 2021 году количество школьников, получающих дополнительное образование, достигнет 7 млн человек. Доля онлайн-образования на данном рынке — 2,7% (3,5 млрд) руб., а к 2021 году она увеличится до 6,8% (10,1 млрд руб.). Важный тренд — создание лицензированных онлайн-школ дополнительного образования.
Основные игроки рынка дополнительного школьного образования:
В этом сегменте актуальны разные модели монетизации:
В высшем профессиональном образовании наблюдаются два разнонаправленных вектора изменений: снижение доли частного образования из-за перехода учащихся в систему среднего профессионального образования и увеличение доли онлайн-образования (с 1,8% (6,8 млрд руб.) в 2016 г. до 4,4% (14,7 млрд руб.) в 2021 г.).
Рост онлайн-сегмента мог бы быть еще более стремительным, если бы не ряд препятствий, таких как недостаточная готовность сотрудников вузов и сложности с перестройкой инфраструктуры.
Основной тренд в высшем профессиональном образовании — blended learning (англ. смешанное обучение — онлайн+офлайн)
К 2021 году количество студентов в частном секторе среднего профессионального образования вырастет на 47%, а доля учащихся в онлайн-сегменте — на 250%. Некоторые ограничения в этом сегменте связаны с приказом Минобрнауки РФ от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». В перечне 207 профессий и 109 специальностей. Удивительно, что наряду с судоводителем в списке значатся делопроизводитель и архивариус.
Тренды:
Комментарий от ACCEL:
Оптимистичные прогнозы роста онлайн-участия практически во всех форматах онлайн-образования открывают почти безграничные перспективы для создания бизнеса в EdTech в ближайшие 2-3 года. Добавим немного конкретики к данным исследования и расскажем о перспективных нишах в онлайн-образовании:
К настоящему моменту резиденты ACCEL открыли более 1500 прибыльных онлайн-школ в разных нишах. Почему бы и вам не воспользоваться моментом, когда рынок быстро растет, а законы более чем лояльны к онлайн-образованию и онлайн-школу можно открыть с минимальными вложениями?
Я уверен что для этих всех онлайн-школ необходимы люди, которые будут настраивать все технические моменты.Откуда они берутся?