Директор по развитию ACCEL Алексей Стрельцов на очередной онлайн-среде Акселератора рассказывает, как новичку открыть онлайн-школу — с бюджетом и без.
В 2018 году оборот онлайн-образования на платформе GetCourse составил более 7,9 млрд рублей. Цифры по России в общем больше в 2–3 раза. Это значит, что люди покупают онлайн-курсы на 22 млн рублей в день. Пока что эти деньги платят не вам.
С помощью интернета изучить спрос в нужной нише возможно практически за один день. Сконцентрируйтесь для начала на этой задаче — вам нужно ответить на несколько вопросов.
«Есть разница между тем, что я думаю о людях, и тем, что они действительно хотят. Большинство людей сначала что-то создаёт, а затем пытается запихнуть это в людей. Мышление предпринимателя строится иначе — сначала узнать, что думают люди, и затем дать им этот продукт»
Ошибочный подход — думать, что в конкурентную нишу не стоит двигаться. Если на рынке действует онлайн-школа в «вашей» нише — это хорошо. Конкуренты уже подготовили почву, проработали целевую аудиторию. Потенциальные покупатели уже знают, как пользоваться инструментами для обучения, знают специфику онлайн-обучения. Стартуйте в такой нише, при условии, что у вас проработан маркетинговый план и вы готовы предложить продукт с уникальными характеристиками. Изучите конкурентов и сделайте продукт лучше.
Конкуренция — это спрос. Там, где есть спрос — выгодно делать своё предложение. Подумайте, почему в торговых центрах объединяют магазины по тематике. Почему в магазинах объединяют товары по сегментам. Приходите в конкурентную нишу, если вы новичок — так вы сразу начнёте зарабатывать.
«Онлайн-школам учили 11 лет до появления Акселератора. Но мы стали феноменом. Почему? Потому что мы ориентировались не на какие-то идеи, а на реальный спрос — сделали то, что действительно хотели люди»
Отличный знак — наличие конкурентов в офлайне. Это прямая зависимость — если люди ходят куда-то учиться, тратят на это время, то и в онлайн они будут охотно учиться. Подумайте, как часто кто-то отказывается от идеи закончить курсы только потому, что офис школы находится слишком далеко от дома. Или неудобно учиться по времени — кажется, можно сходить на занятия, но из-за работы вовремя не добраться.
Ближайший пример — курсы рисования или английского. Эти ниши распространены в офлайне, но это никак не мешает развитию онлайн-сегмента.
Есть замечательный сервис — Яндекс.Вордстат. Он бесплатно показывает популярность конкретного запроса у пользователей и заодно демонстрирует другие ключевые слова, которые эти люди искали в Яндексе.
Подумайте, что могут искать люди, заинтересованные в вашей школе. Есть простые коммерческие запросы, которые явно отражают желание клиентов учиться — например, «школа молодых мам». Есть информационные запросы, которые показывают интерес к нише — «как кормить малыша», «как купать малыша». Это также ваши потенциальные клиенты.
«Если люди ищут что-то в Яндексе — это показатель спроса. Если на широкий запрос больше 5 тысяч показов — это отличный результат. Подсчитайте суммарный спрос по всем запросам. Если их больше 40–50 тысяч — пробуйте. Но учитывайте, что есть узкие ниши, например, по финансовому консалтингу, где и 2 тысячи отличный показатель»
Частый стереотип — зачем делать школу, если в интернете очень много информации по теме. Затем, что люди ищут не просто информацию:
Найдите видеоуроки по вашей теме. Проверьте, как люди реагируют на них — много ли комментариев, часто ли пользователи задают вопросы. Если уроков много и просмотров c комментариями много — это отлично, значит, спрос есть.
Изучите тематические сайты и блоги. Убедитесь, что люди обсуждают тему, чем-то интересуются, их волнуют какие-то вопросы.
Если вам сложно определиться с темой или вы хотите «докрутить» уже выбранную сферу, попробуйте подойти к выбору с точки зрения так называемых «меганиш».
Попробуйте превратить вашу тему в обучению заработку. Не просто «как печь пряники», а «как заработать на выпечке пряников». Не «как раскрутить блог», а «как стать менеджером в соцсетях».
Посмотрите кейс Веры Черневич, как раз посвящённый заработку на имбирных пряниках.
Люди охотно платят за те знания, с помощью которых эти деньги смогут вернуть. Это отличная мотивация, плюс вы сможете легко обосновать цену. Например, указать средний доход выпускника после выпуска и уточнить, что отбить инвестиции в эти знания можно за 3 месяца работы.
Это меганиша с многомиллионым спросом, которую можно разделить на тысячи подразделов. Одежда, внешний вид, макияж, здоровая кожа, йога — всё что угодно.
Каждую из этих ниш легко сузить. Например, йога-школа может научить человека быть красивым, может помочь восстановиться после травмы. Или предлагать одновременно заработок и возможность стать духовно богатым — идея на стыке меганиш.
Изучите кейсы наших резидентов на эту тему. Например, школа имиджа для мам. Или 22 тысячи долларов на здоровом образе жизни.
Третья меганиша — это отношения. Сюда можно отнести отношения между мужчиной и женщиной, темы отношений с детьми, с родителями и даже с самим собой. Обратите внимание — большинство кейсов из озвученных раньше ниш также можно перевести в эту меганишу. Постоянно практикуйтесь — придумывайте, как сделать вашу тему в разрезе всех меганиш.
Сюда же добавьте эзотерику, личностный рост и другие темы. Успешный кейс — школа астрологии. Или школа на стыке ниш — йога и саморазвитие.
В это трудно поверить, но люди инвестируют в своё хобби огромные деньги. Успешны онлайн-школы, построенные на принципе обучения не новой профессии, а именно новому хобби. Для примера — история о том, как онлайн-курсы по выпечке тортов приносят 8 млн рублей.
«В Акселераторе запустилась школа лоскутного шитья — это совершенно дикая история о том, что люди не ожидали, но сделали огромные деньги на своём хобби»
Обратите внимание — сейчас появляется просто огромное количество онлайн-школ. К этому приложили руку и мы — в Акселераторе учится много предпринимателей, которые готовят новые курсы к запуску прямо сейчас.
Для всех этих бизнесов уже нужны сотрудники. Люди, которые умеют делать сайты, готовить тексты, настраивать кабинеты для вебинаров, разрабатывать воронки продаж и маркетинговые стратегии. Онлайн-школ, которые учат этим навыкам, мало.
Проверяйте спрос на онлайн-школы в Яндекс.Вордстате. Спрос начинает расти и будет всё больше. Если тема интересна — почему бы не заняться ей в 2019 году?
Специально для вашего вдохновения — изучите эти сайты и подумайте, как упаковать представленные там мастер-классы немного иначе, ориентируясь на меганиши.
В онлайн-образовании, как и практически в любой сфере услуг, есть возможность начать зарабатывать практически без бюджета. Это не значит, что деньги на рекламу и продвижение не нужны. Просто вместо рублей вы тратите на это своё время. Вот два отработанных практикой механизма.
Начните рассказывать о своей нише в любимой социальной сети. Неважно, Инстаграм, ВКонтакте или Facebook. Примите за данность — мало людей даже из списка ваших друзей знает, чем вы занимаетесь.
Как это работает. Вы привлекаете внимание людей, они начинают составлять о вас впечатление как о специалисте в определённой сфере. Они читают профессиональные заметки на вашей странице и, когда возникает потребность у них или у их знакомых, они вспоминают о вас как о специалисте.
Дополнительно можете ходить по профессиональным группам и оставлять развёрнутые комментарии под релевантными постами. Постепенно подписчики увидят, что вы эксперт, и начнут добавляться к вам в друзья.
Через какое-то время вокруг вас собирается некая аудитория. Вы публикуете пост, в котором предлагаете ответить на вопросы по вашей теме. Смотрите, много ли комментариев появилось под постом. Если да, то предлагаете всем вместе встретится на закрытом вебинаре.
Дальше отвечаете развёрнуто на вопросы, делитесь дополнительной информацией на вебинаре. Затем рассказываете, что за два часа невозможно охватить всё в данной нише, но если нужно, то можно поучиться на вашем онлайн-курсе. Вот вам и продвижение без бюджета.
Воспользуйтесь чужой аудиторией. Например, найдите популярного специалиста в соцсетях и напишите ему коммерческое предложение. Есть несколько способов заработать на этом:
«Есть огромное количество специалистов с тысячами подписчиков в соцсетях, и они не занимаются онлайн-образованием. Они не умеют или не хотят продавать курсы. Помогите им заработать и поделиться знаниями с огромной аудиторией»
Сохраните себе этот чек-лист и тестируйте каждую нишу, которая прошла проверку пунктами из начала этой статьи:
Если у вас есть условные 20–50 тысяч рублей, то запуск и тестирование реально ускорить. Двигайтесь по плану.
Запускайте таргетированную рекламу с помощью Яндекс.Директ. Не поскупитесь на найм специалиста. Даже если есть всего 20 тысяч рублей — лучше отдайте 10 за настройку и 10 на бюджет.
Запускайте контекстную рекламу. Аналогично, наймите специалиста. Попробуйте Facebook, Instagram, ВКонтакте.
Можете попробовать разобраться с настройкой и фильтрацией аудитории самостоятельно, но с первого раза запустить качественную рекламную кампанию довольно сложно. У нас есть инструкция по рекламе во ВКонтакте, изучите её перед запуском или наймом специалиста — разберётесь в вопросе и проверете его на профпригодность. Найти специалиста по рекламе можно в профильных группах, например, в «Церебро».
«Онлайн-школа — это маркетинговая составляющая, в первую очередь. Не бойтесь технических вопросов, их решат наёмные специалисты. Ваша задача — найти нишу, сформулировать тему онлайн-школы, придумать, что предложить людям»
Запустить онлайн-школу одному сложно — придётся заниматься и контентом, и продвижением. Эффективнее найти мотивированного партнёра и разделить обязанности. Попробуйте:
«Если вы продюсер, то найдите человека с аудиторией и предлагайте ему продвижение. Если эксперт — аналогично, попробуйте или найти продюсера в соцсетях или продвигайте личный бренд. И самый простой способ -– приходите в Акселератор, у нас огромное сообщество продюсеров и экспертов»
Очень познавательно. Спасибо.